Клиенты российских банков массово жалуются на блокировку своих счетов из-за попыток банков автоматизировать процессы выявления подозрительных операций.
Счета блокируются из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства.
При этом более 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка, который выступил пионером в процессе централизации таких проверок, пишет "Коммерсант".
Информацию о росте жалоб физлиц на блокировки счетов со ссылкой на закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (закон 115-ФЗ), подтвердили изданию источники в Росфинмониторинге.
Работа с подобными жалобами не относится к полномочиям организации, и они перенаправляются в ЦБ.
В основном клиенты жалуются на три проблемы: блокировка карт при внесении или снятии крупных сумм либо переводах на счет клиента или третьему лицу.
Они утверждают, что банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств.
Срок рассмотрения документов составляет два-пять рабочих дней.
При этом после рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счета с формулировкой "документы не объясняют экономического смысла операций".
Участники рынка предупреждают о том, что в перспективе с этой проблемой столкнутся и клиенты других банков.
"Рост жалоб клиентов Сбербанка напрямую связан с происходящей сейчас автоматизацией процессов комплаенс в банке и их централизацией",- отмечает представитель АРБ Алексей Тимошкин.
В ходе проверки специальная программа-робот отсортировывает операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их.
По словам Тимошкина, это позволяет в разы увеличить качество комплаенс, но в итоге приводит и к значительному росту фактов блокировки счетов и карт добросовестным клиентам, чьи транзакции робот счел подозрительными по формальным признакам.
В Сбербанке говорят о том, что около 10% всех заблокированных транзакций и счетов разблокируется после предоставлении документов или пояснений клиентов.
Зампред Сбербанка Белла Златкис указала на то, что отказаться от автоматизации банки не могут, поскольку для проверки операций в ручном режиме понадобится "неадекватное количество специалистов".
"По пути автоматизации идут и другие игроки, так что количество жалоб будет только нарастать", - предупреждает Тимошкин.
Источник: finanz.ru
Комментарии