Новый учебный год в сентябре отметили не только действующие общеобразовательные учреждения. День знаний отпраздновали и в картинной галерее, которую часто называют Старой школой. Сотрудники учреждения пригласили бывших её учеников, которые постигали здесь арифметику и чистописание в 1950-е годы.

Получился вечер воспоминаний, который прошёл в уютной компании за чашкой чая. Кстати, не все они совпали с официальными версиями тех или иных исторических событий. Особую атмосферу придавали отголоски прошлого – разложенные на столах и подоконниках фотографии разных классов, школьные принадлежности в витринах, а также стилизованная доска, где были указаны основные вехи работы поселковой школы. С удовольствием послушал рассказы волжан о былом и корреспондент «Волжской правды».

«Красный галстук я гладила и повязывала украдкой»



Мария Кадукова

Мария Кадукова:

— Мои родители в 1947 году оказались проездом в Волжском, вернее, в Безродном, когда мне было три года. И им так понравилось здесь, что они решили остаться. Поселились в стареньком доме, который стоял недалеко от нынешнего стадиона им. Логинова. А позже, когда папа построил новый дом, тот, старый, стали рушить и нашли маленький сундучок с замочком на кнопочке. Когда мы его открыли, то он был полон деньгами – «керенками» (Выпускались в период Временного правительства, председателем которого был Керенский. – прим. ред.). Мы не представляли их ценности, поэтому играли ими и в конце концов потеряли. А сундучок хранился ещё долго.

У моей мамы было 18 родов, но выжили только три дочери, между нами была разница в девять лет. В школу в первый класс меня привела сестра. Уроки шли в двух аудиториях на первом этаже. В одной сидел первый и третий класс, во второй – второй и четвёртый. Парты располагались в два ряда. Учитель сначала объяснял тему нам, малышам, давал задание, а потом занимался с более старшими.

Когда подошло время становиться пионерами, мама выступала против, потому что была верующей. Поэтому дома я украдкой гладила красный галстук, сворачивала его и клала в кармашек, а в школе помятый надевала.

Мне здесь очень нравилось. У нас перемены были по полчаса, а то и по 40 минут. Мы успевали поиграть в казаки-разбойники в овраге рядом со школой и в другие подвижные игры.

Помню, идёшь после дождя из школы, а тут и там повырастали грибы – свежие, молоденькие. Ну как их не набрать? Фартук подставляла – и в него набирала. Пока дойдёшь домой, еле-еле донесёшь.

А ещё с одного угла школы можно было попасть в подземный ход с выбеленными стенами. Нам не разрешали к нему приближаться, но туда лазили мои племянники. И говорят, что эти ходы шли до самого Ленинска. Кстати, и школа, когда мы учились, была не красная, как сейчас, а серо-белая, побелённая. Нам даже казалось, что она была построена из белого кирпича.

Рядом со школой находилась могила погибших воинов, которая представляла собой просто насыпной холм и крест. Там сделали раскопки, нам не разрешали смотреть на это, а уже позже это место огородили.

«Ходить поодиночке запрещалось – рядом было много лагерей»



Раиса Ульянова

Раиса Ульянова:

— Я пришла в школу в 1952 году. Со мной из посёлка Деревянного, а он тогда был большим, ходило ещё много детей. Нас всегда кто-то из родителей водил на уроки и с уроков, потому что ходить детям здесь было опасно – в округе было много лагерей для заключённых. Нет, никаких таких случаев мы, дети, не знали, родители нам не рассказывали.

На уроках у нас стояла тишина, а почему – не знаю, удивляюсь сама, ведь мы, дети, были очень подвижными. Может, потому что в одной аудитории нас было не так много: шесть-семь первоклашек и столько же учеников третьего класса. Возможно, всю свою непоседливую энергию мы выплёскивали на длительных переменах. Носились по лестнице, как угорелые, вокруг здания, играли в лапту, «в классики». Учились пять дней в неделю, в расписании значилось по четыре-пять уроков.

Столовой не было. Почему-то вспоминается одноклассник – мальчик из еврейской семьи. Ему бабушка всегда приносила бутылочку молока, и нас это очень веселило.

После того как мы закончили здесь четыре класса, нас перевели в первую школу, а когда построили третью – на Рабочем, то стали доучиваться там.

«Писали чернилами, которые часто проливали»



Валентина Ульянова

Валентина Ульянова:

— Я здесь училась в 1957 году. Все девчонки носили школьную форму – коричневые платья с черными и белыми фартуками. Мне нравилось это время, потому что ходили мы гурьбой с Деревянного и, пока шли, баловались.

Писали в тетрадках перьевыми ручками. Часто ставили на страницах кляксы, да и чернила проливали регулярно, поэтому грязными были не только руки.

Нам здесь дарили подарки от Сталинградгидростроя – конфеты в пакетах, которые казались нам просто огромными. А на самом деле там, наверное, был килограмм, может, немного больше. Такие презенты мы получали на 7 ноября, на Новый год. Снабжение великой стройки было хорошим, но часто такие сладости своим детям родители покупать не могли.

«Смотрели на учеников с завистью»



Надежда Крошкина

Надежда Крошкина:

— Я родилась в 1952 году, поэтому в старой школе мне поучиться не довелось. Зато у меня была тётя старше меня всего на два года, и я любила приходить к ней в школу вместе с младшим братом. Мы приносили ей еду – пирожок или варёное яйцо, которые давала бабушка. Смотрели на них, учеников, с завистью. И учителя нас иногда тоже сажали за парты. Давали листочки, и мы рисовали. Счастливы были до безумия. А потом важными выходили из школы.

«В одной половине здания жили учителя»



Таисия Рожнова

Таисия Рожнова:

— В школу я пошла учиться в 1957 году. А до этого здесь учился мой старший брат Ваня. Он как раз окончил семилетку, и началась война. Тогда, к слову, рядом был ещё и деревянный корпус, он сгорел во время одной из бомбёжек. А каменное здание служило госпиталем в Сталинградскую битву. В 1943-м, когда немцы стали отступать, в школе опять возобновились уроки.

К учёбе я была подготовлена полностью. Вот только одного портфеля, хотя они тогда были капитальными, с металлическими уголками, на год не хватало. Почему? Жили мы под горкой, и зимой, направляясь домой, садились на свои портфели и ехали. Было удобно, быстро и весело. Только к весне задняя стенка протиралась, с рваным ходить не хотелось. Нет, родители не ругали, просто покупали новый.

Наш дом находился к школе достаточно близко – рукой подать. Но в гололёд попасть на уроки становилось большой проблемой, ведь надо было как-то подняться в гору. Придёшь в школу – а с нас уже всё течёт, штаны и пальто мокрые.

Школа тогда была перегорожена на две части. Там, где сейчас сидит администратор, находились комнаты для учителей, в которых они жили. На второй этаж уже не пускали. Там, где сейчас сидит руководитель картинной галереи, был кабинет директора, который тоже жил в школе. И крыльцо было красивое, только его не восстановили. Парадный вход был со стороны Ахтубы.

Была там ещё и площадка, где у нас проходили торжественные линейки. Шли они недолго, минут 15-20. Нас, школьников, тогда было человек 30. Все выстраивались с букетами, нам говорили напутственные слова, мы дарили цветы и шли в кабинеты.

С наступлением холодов в классах становилось очень холодно, и тогда начинали топить печку. Этим занималась уборщица. Она же и давала звонки. А когда на переменах мы гуляли на улице, она выходила и всех нас звала. И после звонка уже нельзя было зайти на урок.

Одну из двух наших учителей звали Евдокия Сергеевна. Это была статная красивая женщина, которая учила нас в 1-м и 2-м классах. А потом, в 1959-м, школу закрыли. К тому времени в городе уже построили несколько новых, а нашу огородили и отдали военным. Здесь несколько лет служили солдаты, стройбатовцы.

Затем здание было отдано под мастерские по пошиву. Но это оказалось нерентабельным. Мастерские съехали, и почему-то руководство города захотело это здание убрать с лица земли. В 70-е годы её пытались взорвать, но тщетно, на фасаде только трещина образовалась. В итоге постройку отдали пожарным, которые стали здесь учиться тушить пожары. Они её и сожгли. Здорово, что позже здание решили восстановить, ведь это наша история.

«Просто портал какой-то открылся!»



Людмила Петренко, руководитель Картинной галереи

Людмила Петренко, руководитель картинной галереи:

— Мне давно хотелось узнать новые факты об истории картинной галереи, и я всё думала, как же это сделать. А год назад с фотографиями, где были запечатлены ученики старой школы, к нам заглянула женщина. Это была Мария Кадукова. Она рассказала, что училась здесь и хотела бы найти людей, которые тоже сюда ходили на уроки. Мы взяли её номер телефона. А 9 мая у нас на выставке появилась ещё одна гостья, которая тоже призналась, что училась здесь. Это была Таисия Рожнова. Ещё неделю спустя пришли Раиса и Валентина Ульяновы, которые тоже стали вспоминать свои школьные годы, проведённые в этих стенах. Это просто портал какой-то открылся. И мы решили 1 сентября провести встречу бывших учеников. Здорово, что волжане откликнулись, пусть немного. Но мы уверены, что в Волжском сегодня их живёт гораздо больше. Возможно, есть родственники бывших учеников, которые бережно хранят фотографии своих мам и пап, дедушек и бабушек, запечатлённых в стенах школы или рядом с ней, может, есть и какие-то другие снимки, имеющие отношение к нашему зданию. Мы хотели бы попросить их поделиться с нами этими раритетными снимками. Необязательно дарить. Мы можем их отсканировать, а затем отдать оригиналы владельцам. Связаться с нами можно по телефону 8(8443)27-76-07. По нему можно звонить и всем бывшим ученикам. Мы планируем организовать ещё одну встречу воспоминаний. Когда она состоится, скажем позже.

Основные вехи

Здание картинной галереи было построено в 1881 году – тогда здесь размещалось Верхне-Ахтубинское волостное правление.

В тридцатые годы в здании устроили школу.

Во время Великой Отечественной войны здесь находился госпиталь.

В начале 1970-х пожар уничтожил практически все внутренние элементы постройки.

Спустя 20 лет старую школу стали восстанавливать, и 2 февраля 1994 года здесь была открыта картинная галерея.

Кстати, с сентября месяца Картинная галерея работает по вечерам. В это время она превращается в молодёжное пространство.

А ещё в нынешнем году в учреждении начался основательный ремонт.

Сообщение Катались на портфелях с горы, протирая их до дыр: волжане рассказали, как учились в Старой школе, какого она была цвета и кто её поджёг появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.