Тема эта для Волгограда и актуальная, и застарело-болезненная, и сложно решаемая, но не меньше от этого требуемая. Презентация Центра компетенций ВЯЗ вызвала широкой обсуждение в обществе и экспертных кругах.
Сегодня своим видением и историей архитектурного подхода к этой проблеме поделился известный волгоградский архитектор Сергей Сена.
— Говоря о «речном фасаде» Волгограда, нельзя обойти вниманием короткий, но яркий период 1928-1934 годов, когда перспективным путем развития города была концепция пяти городов, нанизанных на транспортный коридор, связывающий их с севера на юг. К концу 1920-х годов на уровне руководства страной были приняты решения о строительстве в Сталинграде крупных заводов, в первую очередь Тракторного. Химкомбината, Красноармейской судостроительной верфи. Потребовались квалифицированные кадры. Это привело к росту численности населения и строительному буму и, следовательно, к освоению новых территорий. Стала очевидна необходимость разработки Генерального плана.
— 6 февраля 1928 года Президиум Сталинградского горсовета принял Постановление «О составлении плана гор. Сталинграда» и поручил коммунальному отделу объявить конкурс. На конкурс свои проекты представили: Николай Милютин, братья Веснины, германский архитектор Э. Май, общество архитекторов-художников под руководством А.Белогруда, группа архитекторов под рук. В. Н. Семенова, другие участники. Уже в 1931 году проект планировки Сталинграда, выполненный ленинградским Гипрогором год руководством Семенова был представлен на утверждение, но в 1934 году Сталинград получил статус краевого центра и в 1937 году началась разработка нового Генерального плана, прерванного войной.
— Идея В.Н. Семенова заключалась в создании линейно вдоль Волги связанных транспортным коридором пяти «соцгородов», каждый из которых имел бы полный набор функций, описываемых формулой «труд-быт-отдых», был бы самодостаточен и имел бы отличную от друг специализацию.
— Каждый из расположенных вдоль Волги «соцгородов» рассчитывался на 50 тысяч человек. В центре каждого «соцгорода» размещались парк и культурно-общественные здания. В центре Большого Сталинграда предусматривался центральный «соцгород» с издалека видимой группой небоскрёбов: дома советов, трестов, банков, профсоюзов. На периферии на западе располагались городские совхозы (овощи, фрукты). Пять городов с севера на юг Волгограда (в скобках соответствующие современные административные районы): «Металлгород» (Тракторозаводский и Краснооктябрьский районы), «Центрогород» (Центральны и Ворошиловский районы), «Лесной город» (Советский район), «Электрохимгород» (Кировский район), «Город судостроителей» (Красноармейский район).
— В.Н. Семенов и его коллеги уделили внимание связи города с Волгой. Так, центральная ось (эспланада) каждого из пяти городов ортогонально примыкала к реке, где были предусмотрены переправы на противоположный берег к местам массового отдыха. Очевидно, что трудящиеся с пароходов и берега, разглядывая оставленный берег, пытались узнать свой район (свой город) по каким-то характерным зданиям, которые издалека воспринимались совершенно не так, как вблизи.
— В принципе, идентификация места – задача понятная, но требующая подсказок. Такими подсказками могли быть отдельные высотные здания, чей облик, несмотря на различные ракурсы восприятия, был узнаваем. Силуэт города на фоне степных просторов на западе и пойменных лесов на востоке тоже являлся «величиной постоянной» и при продолжении застройки городов непременно должен был быть учтен в проектах. Некоторые здания удалось построить в непосредственной близости от воды. И в первую очередь это относится к Дому культуры и техники завода «Красный Октябрь».
— Цветовое решение фасадов зданий и сооружений принципиально не регламентировалось. Но так случилось, что цветовые предпочтения были реализованы: в Металлогороде – улица Дзержинского (частично), нижние поселки заводов Тракторного и «Баррикады», предвоенная и послевоенная застройка жилыми многоэтажными домами из красного кирпича. Большая часть застройки восстановительного периода в современном Центральном районе имеет желтый и охристый оттенок. Особенно это относится к домам 1950-х годов постройки.
В качестве примера цветовые предпочтения:
«Металлгород» — красный
«Центрогород» — желтый
«Лесной город» — коричневый
«Электрохимгород» — фиолетовый
«Город судостроителей» — синий
— Презентация концепции проекта «Речной фасад Волгограда», которая состоялась 5 сентября в ГДЮЦе, безусловно, выиграла бы, если бы исторические сведения о работах В.Н. Семенова были хотя бы частично в ней представлены. Нельзя исключать, что с течением времени смысловая связь далеких 30-х годов с днями сегодняшними и скорым будущим проявится и концепция будет отредактирована. Впрочем, это судьба почти всех градостроительных концепций: красивые картинки всего лишь иллюстрация коллективной мечты.
The post Сергей Сена: «Судьба почти всех градостроительных концепций — это красивые картинки как иллюстрация коллективной мечты» appeared first on OBLVESTI.RU.
Сегодня своим видением и историей архитектурного подхода к этой проблеме поделился известный волгоградский архитектор Сергей Сена.
— Говоря о «речном фасаде» Волгограда, нельзя обойти вниманием короткий, но яркий период 1928-1934 годов, когда перспективным путем развития города была концепция пяти городов, нанизанных на транспортный коридор, связывающий их с севера на юг. К концу 1920-х годов на уровне руководства страной были приняты решения о строительстве в Сталинграде крупных заводов, в первую очередь Тракторного. Химкомбината, Красноармейской судостроительной верфи. Потребовались квалифицированные кадры. Это привело к росту численности населения и строительному буму и, следовательно, к освоению новых территорий. Стала очевидна необходимость разработки Генерального плана.
— 6 февраля 1928 года Президиум Сталинградского горсовета принял Постановление «О составлении плана гор. Сталинграда» и поручил коммунальному отделу объявить конкурс. На конкурс свои проекты представили: Николай Милютин, братья Веснины, германский архитектор Э. Май, общество архитекторов-художников под руководством А.Белогруда, группа архитекторов под рук. В. Н. Семенова, другие участники. Уже в 1931 году проект планировки Сталинграда, выполненный ленинградским Гипрогором год руководством Семенова был представлен на утверждение, но в 1934 году Сталинград получил статус краевого центра и в 1937 году началась разработка нового Генерального плана, прерванного войной.
— Идея В.Н. Семенова заключалась в создании линейно вдоль Волги связанных транспортным коридором пяти «соцгородов», каждый из которых имел бы полный набор функций, описываемых формулой «труд-быт-отдых», был бы самодостаточен и имел бы отличную от друг специализацию.
— Каждый из расположенных вдоль Волги «соцгородов» рассчитывался на 50 тысяч человек. В центре каждого «соцгорода» размещались парк и культурно-общественные здания. В центре Большого Сталинграда предусматривался центральный «соцгород» с издалека видимой группой небоскрёбов: дома советов, трестов, банков, профсоюзов. На периферии на западе располагались городские совхозы (овощи, фрукты). Пять городов с севера на юг Волгограда (в скобках соответствующие современные административные районы): «Металлгород» (Тракторозаводский и Краснооктябрьский районы), «Центрогород» (Центральны и Ворошиловский районы), «Лесной город» (Советский район), «Электрохимгород» (Кировский район), «Город судостроителей» (Красноармейский район).
— В.Н. Семенов и его коллеги уделили внимание связи города с Волгой. Так, центральная ось (эспланада) каждого из пяти городов ортогонально примыкала к реке, где были предусмотрены переправы на противоположный берег к местам массового отдыха. Очевидно, что трудящиеся с пароходов и берега, разглядывая оставленный берег, пытались узнать свой район (свой город) по каким-то характерным зданиям, которые издалека воспринимались совершенно не так, как вблизи.
— В принципе, идентификация места – задача понятная, но требующая подсказок. Такими подсказками могли быть отдельные высотные здания, чей облик, несмотря на различные ракурсы восприятия, был узнаваем. Силуэт города на фоне степных просторов на западе и пойменных лесов на востоке тоже являлся «величиной постоянной» и при продолжении застройки городов непременно должен был быть учтен в проектах. Некоторые здания удалось построить в непосредственной близости от воды. И в первую очередь это относится к Дому культуры и техники завода «Красный Октябрь».
— Цветовое решение фасадов зданий и сооружений принципиально не регламентировалось. Но так случилось, что цветовые предпочтения были реализованы: в Металлогороде – улица Дзержинского (частично), нижние поселки заводов Тракторного и «Баррикады», предвоенная и послевоенная застройка жилыми многоэтажными домами из красного кирпича. Большая часть застройки восстановительного периода в современном Центральном районе имеет желтый и охристый оттенок. Особенно это относится к домам 1950-х годов постройки.
В качестве примера цветовые предпочтения:
«Металлгород» — красный
«Центрогород» — желтый
«Лесной город» — коричневый
«Электрохимгород» — фиолетовый
«Город судостроителей» — синий
— Презентация концепции проекта «Речной фасад Волгограда», которая состоялась 5 сентября в ГДЮЦе, безусловно, выиграла бы, если бы исторические сведения о работах В.Н. Семенова были хотя бы частично в ней представлены. Нельзя исключать, что с течением времени смысловая связь далеких 30-х годов с днями сегодняшними и скорым будущим проявится и концепция будет отредактирована. Впрочем, это судьба почти всех градостроительных концепций: красивые картинки всего лишь иллюстрация коллективной мечты.
The post Сергей Сена: «Судьба почти всех градостроительных концепций — это красивые картинки как иллюстрация коллективной мечты» appeared first on OBLVESTI.RU.
Источник: Облвести
Комментарии