Не застал я танков на улицах Москвы 18.08.1991. Как раз накануне вернулся из Белокаменной домой. А вот покойный тов. Жириновский застал и в одну из годовщин вылазки ГКЧП поделился светлыми воспоминаниями о радостном дне надежд: «Я в окно выглянул – танки стоят. Я был счастлив… Мы очень сожалеем, что ГКЧП не удалось своё предназначение выполнить».
Судя по соцопросам, граждане тоже сожалеют. Всего 7% респондентов благожелательно расценили итоги августа 91-го как «победу демократической революции, покончившей с властью КПСС». Зато 31% согласились с формулировкой «трагические события, имевшие гибельные для страны последствия».
Правда, по данным другого исследования, большинство опрошенных не считают правыми ни гэкачепистов, ни Ельцина с демократами: 66% высказались в духе «чума на оба ваших дома». Но это неудивительно. Если учесть ментальное родство домов, вопрос о выборе между ними сильно смахивает на знаменитое «ты за большевиков али за коммунистов?». Симптоматично, что антисоветская сторона баррикад навесила на советскую ярлыки чисто совковые: «хунта», «узурпаторы», «путчисты» и т. п. Между тем в гэкачепистах состояли высшие руководители СССР, так что всерьёз говорить об «узурпации» было просто смешно.
Разумеется, толпы в Москве и кучки в провинции, вышедшие против ГКЧП, в это не вникали, ибо были уверены: только КПСС мешает нашему миру голодных и рабов ворваться в царство света и свободы. При этом в сознании ширнармасс свобода почему-то ассоциировалась с наличием колбасы, но никак не с тезисом «Государство не собес».
ГКЧП, со своей стороны, пытаясь загнать выдавленную пасту обратно в тюбик, проявил фатальную недооценку накала новой «борьбы за это» – и фатальную же робость. Настоящие ленинцы-сталинцы мигом подавили бы бузотёров. А перерожденцы, которые задумались о возможном числе жертв, заведомо были обречены.
Помню, меня тогда особенно позабавили деятели и в центре, и на местах, которые все три дня помалкивали, «да» и «нет» не говорили, выжидая, чья возьмёт, а потом дружно заклеймили побеждённых и изгалялись по телику: «Г… К… Ч… П… – язык сломаешь!» Несомненно, если бы взял верх ГКЧП, аббревиатура отскакивала бы от зубов товарищей не хуже, чем КПСС.
Кто-то может спросить: а сам-то за кого был – за большевиков али за коммунистов? Врать не буду: если бы чрезвычайщикам удалось сохранить Союз, лично для меня было бы лучше. Тем не менее весть о провале ГКЧП воспринял вполне позитивно. Достала всё-таки жизнь в совковой лжи, была почему-то надежда, что черное больше никогда не станут называть белым и наоборот.
Сегодня вижу, что был слишком наивен и прекраснодушен. Впрочем, для многих наверняка важнее то, что появилась свобода – в виде колбасы и тачек, ипотеки и турпоездок в загранку. Ну а если вдруг всё это пропадёт в результате реанимации светлого прошлого, главное, чтобы недовольных не вразумляли прошлыми же методами. Как бы ни был счастлив Владимир Вольфович со товарищи при виде танков в городе, у меня несколько другие представления о счастье.
Сообщение В борьбе за это: вспоминая ГКЧП появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.
Источник: Волжская правда
Комментарии