О сформировавшихся в Волжском кладбищах домашних животных слышали, наверное, многие. Появились они ближе к началу нулевых и сразу на двух разных концах города: в лесополосе по улице Пушкина,



и в охранной зоне Волжской ГЭС. «Волжская правда» побывала на обеих территориях и воочию убедилась в существовании звериных погостов.



Намордники, миски, игрушки

Их территории не огорожены. Там нет дорожек и указателей. Только тропки: где-то более утоптанные, где-то – менее. Самые старые захоронения практически сравнялись с землёй и даже провалились. Выдают лишь торчащие из земли миски и останки оградок. Можно найти даже костные останки…



Костные останки

Отследить даты погребений можно лишь по надгробиям, сделанным из камня. Например, ротвейлеру Оливеру (1993-2005гг.) в лесопосадке у 21 м/р установлен настоящий памятник из гранита высотой около метра, с высеченным фото и надписью: «Здесь покоится самый верный из друзей». Практически вплотную к нему установлен похожий монумент с фото на камне и эпитафией, адресованной верной подруге Лике (2001 – 2012 гг.) Самые ранние могилки датированы 2001-2003 гг.



Среди умерших не только собаки. Хорёк Асенька, персидский кот Агафон, крыса Алиса, шиншиллы Боня и Жуня, «медвежёнок» Балу (московская сторожевая)… Среди намогильных аксессуаров: оградки, игрушки, намордники, цветы, миски, лотки, корма, свечи, кресты и даже лавочки.



Анастасия Сычёва

— Приехав в Волжский, мы купили дом, который 3 года пустовал без хозяев, — поделилась волжанка Анастасия Сычёва. — В нём умерла бабушка, оставив после себя пёсика, который всё это время жил в этом пустом доме. Я не знаю, что он ел. Когда мы его увидели, это были слёзы: исхудавший, весь в проплешинах… Но всё равно очень милый, рыженький… Первое время боялся людей, видно, кто-то обижал. Потом мы его откормили, приручили. Умняшкой оказался! Шёрстка отросла, поправился. Подружился со всеми нашими кошками. Они порой даже вместе на креслах уличных спали. Он их даже защищал! Звали его Тишка, но мы называли Тихоней. Он любил проныривать в щель под забором и бежать нас провожать. Тем утром он увязался за мной. Бежал как хвостик, а я не видела. И его сбила машина… Точнее он сам нырнул под её колёса. Водитель даже сообразить ничего не успел. Я так себя ругала потом, что не привязала его! Плакала… Водитель оказался сердобольным. Увидел мои слёзы и предложил помощь. Спасибо ему! Положил он Тихоню в мешок и пообещал прикопать в лесочке. Сама бы я даже не сообразила, что делать. Города ведь я не знаю… Если бы была какая-нибудь служба, я бы обязательно обратилась. А так – полнейший стресс и тупик.  



Более 25 лет волжане хоронят на этих погостах своих любимцев, навещают их, подсыпая корм и споласкивая лотки и всячески демонстрируя городу потребность в общении с ушедшими питомцами и необходимости специально обустроенного для этого места.



Факт: в России существуют три официальных кладбища домашних животных. В Москве, на Машкинском шоссе, 15, строение 1; в Санкт-Петербурге (Электропультовцев, 9 к4) и «Сад памяти» в Екатеринбурге (Слободской переулок, 38).



Скотомогильник отсутствует

Мы покопались в истории этого вопроса и его правовой канве.



— В нашем городе действительно существует стихийное негласное кладбище домашних животных. – рассказал нам заместитель председателя комитета потребительского рынка и бытового обслуживания населения Сергей Лапиков. — В лесополосе вдоль 21 микрорайона. Первые захоронения там появились давным-давно, два с лишним десятка лет назад. Я тогда работал в правоохранительных органах, и вопрос об этом погосте поднимался не раз. Обсуждали, спорили, возмущались, но так ни к чему и не пришли. Сейчас в планах города вопрос об организации такого кладбища не стоит. Не до него сейчас. Есть множество более важных задач. Да и не обращался с этим вопросом никто. Поэтому и отношение к этим стихийным захоронениям – неоднозначное. С одной стороны – несанкционированно, а с другой стороны – альтернативы-то нет! Скотомогильник в городе отсутствует. Утилизацию потянут не все. Да и от города это место далековато. Я и сам когда-то в 90-х своего кабеля хоронил на своём же дачном участке… Не хотел далеко увозить близкого друга.



Что касается правового поля, то в нём всё однозначно. Закон запрещает гражданам и юрлицам закапывать умерших животных, оставлять их в лесах и водоемах, вывозить на свалки или выбрасывать в мусорные баки. Это может стать причиной заражения людей и других животных опасными заболеваниями.



С марта этого года Минсельхоз РФ обновил правила утилизации биологических отходов, к которым относятся и останки любых животных. Причем закон не разделяет зверей и птиц на домашних и сельскохозяйственных, поэтому правила захоронения распространяются на все виды.



Главным нововведением является разделение биоотходов на умеренно и особо опасные. Особо-опасными считаются останки животных, зараженных возбудителями острых и смертельных заболеваний, таких как бешенство или чума. Сюда же попадают и бездомные животные. По новым правилам, их тела кремируют в печи или сжигают в ямах.



Умеренно опасные биоотходы, к которым относятся останки домашних собак, кошек и др., утилизируют тремя способами: в биотермической яме (разложение при + 65°С до однородного компоста); общим сжиганием под открытым небом или кремацией в огнеупорной камере.



К слову, ранее действовавший закон от 2020 года также запрещал владельцам самостоятельно хоронить своих питомцев и обязывал кремировать их тела. Но правила допускали захоронение праха животных на специализированном кладбище. Новый закон об этом не упоминает.



Директор ЦКиИ «Октябрь» Евгений Кузнецов

— Я против кладбищ вообще, — поделился с нами директор ЦКиИ «Октябрь» Евгений Кузнецов. — Считаю, что всех надо сжигать. Этот славный древний обычай — сжигать умерших в священном огне — давно канул в Лету. А зря… Кладбище домашних животных — ещё хуже, чем людской погост. Сразу вспоминается культовый хоррор по Стивену Кингу. Я считаю, мест, связанных со смертью, в городе должно быть как можно меньше. Многие считают смерть прекрасной. Но прекрасна она переходом в иное бытие, а не гниющими в земле останками…

«Снесите в лесок и прикопайте…»

Кстати: во многих регионах РФ, например в Челябинской области, власти сносят стихийные кладбища домашних животных. Подобные инициативы предлагают и в Московской области.



Завотделом организации досуга МБУ «ДК ВГС» Евгения Манолова

— Я считаю, что в городе непременно должно быть либо кладбище, либо крематорий, — рассказала нам заведующая отделом организации досуга МБУ «ДК ВГС» Евгения Манолова. — Однажды мой кот заболел, я принесла его в ветклинику, и ветеринар мне заявил: «Я, конечно, могу его почистить, но это будет повторяться регулярно. Всякий раз его мочевой пузырь будет наполняться этой гадостью, раздуваться как шарик и болеть. А мы всякий раз будем всё это отсасывать. А потом, когда он через полгода умрёт, Вы обвините меня в том, что я вымогал у Вас деньги. Так что решайте сами, лечить мне его или усыплять». Понимая, что мучать 18-летнего кота – это – садизм, я согласилась. Он у меня был очень крупный, поэтому укола понадобилось два. Я, рыдая, дождалась завершения, одела куртку и собралась было уходить. Вдруг слышу: «А Вы куда?» «Домой», — отвечаю. «Кота забирайте!» А я помню, что раньше в ветеринарке был свой крематорий. Но сейчас, как выяснилось, его уже нет, и животное нужно как-то предать земле… А время 19:00 вечера, осень, холодно, дождь… «В лесочек снесите и прикопайте…» Взяла я кота, положила в ту же сумочку. А он еще тёплый… Еду в маршрутке, слёзы льются. Ощущение, будто я его убила… выхожу, соседа встречаю, рассказываю ему всё, реву, а он мне и говорит: «Давай у столба закопаем…» Так и сделали: завернули в полотно, в пакет, прикопали… А когда уже землю разравнивали, две соседки мимо проходили. Начали вопросы задавать. Ну, я, как на духу, всё рассказала. А они – давай возмущаться… Мол, неправильно это. Поэтому, я – за кремацию. Похороны, кладбища…всё это действует на психику. Особенно на детскую…



Стоит отметить, что в Волжском об услугах кремации можно договориться через ветеринарную клинику. У большинства из них заключён договор с организацией, имеющей лицензию на утилизацию биологических отходов. В реестре лицензий таких компаний несколько. Печи, в которых кремируют животных, находятся на полигоне «Волга-Бизнес».



Светлана Золотарёва

— Я считаю, что кладбища домашних животных обязательно нужны, — рассказала нам один из организаторов приюта для бездомных животных «Уголёк» Светлана Золотарёва. — В городе должно быть место, где люди могли бы попрощаться со своим другом. И это должно быть централизовано, а не так, как сейчас: кто-то в лесополосе хоронит, кто-то в огороде… Это – загрязнение экологии, антисанитария. А было бы специально отведённое место – проблем бы не было. Кто хотел бы – приходил навестить, принести игрушку, корм. В Санкт-Петербурге, например, есть такое кладбище. С крематорием и колумбарием. То есть умершее животное кремируют и тут же хоронят, закапывая урну с прахом. Это бы позволило соблюсти гигиену и, в то же время, организовать место, куда можно прийти и навестить усопшего друга. Ведь для многих это очень важно. Мне тоже приходилось отвозить погибшего кота в лесополосу и закапывать там. Но ведь всё это нужно делать на приличной глубине, чтобы его не откопали и не растащили по лесу другие животные…



Стоимость кремации в городе варьируется в зависимости от массы тела животного. Как нам прокомментировали в одной из частных ветклиник города, собаку весом в 10 кг можно утилизировать за 2300 руб. Но это – при общей загрузке. Некоторым владельцам удаётся договариваться об индивидуальной кремации и получении праха своего любимца. Но это уже — порядка 10 тыс. руб.



Фото из личного архива Ольги Малютиной

— За мою долгую службу мне много раз приходилось хоронить собак, — поделилась с нами старшина запаса, кинолог Ольга Малютина. — Эта тема до сих пор остра для меня. Когда уходит твоё любимое животное, это равносильно уходу члена твоей семьи. Вот представьте: член семьи ушёл, и его по закону нужно сдать компании, которая занимается утилизацией. Кто-то относится к этому спокойно: заплатил деньги, сдал собаку, и – никаких проблем. А кто-то хочет предать своего друга земле. И – неважно, какое это животное. Люди привязываются к своим приёмышам и хотят, чтобы у них в конце жизненного пути была могилка. Куда можно прийти и почтить память. Я и сама хоронила, когда это не было запрещено. По закону мы, конечно же, не имеем право сами хоронить. Есть служба, которая принимает животных и утилизирует их. Но это, конечно, недёшево и очень бьёт по карману. Особенно, если животное крупное. Что же касается кладбища, то это ведь целая инфраструктура, которую нужно содержать, за которой нужно следить… Кладбище можно было бы сделать для тех, кто не может себе позволить утилизацию и вынести его за черту города. А животных, умерших от инфекции — только утилизировать! Чтобы не заражать других.



А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели?



И ещё немного печали…



Сообщение От крыс до «медвежат»: в Волжском обнаружено два кладбища домашних животных появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.