Тайны природы всегда привлекали людей. Продолжает будоражить умы хомо сапиенс и легенда о снежном человеке. Даже в конце 50-х, когда еще шло послевоенное восстановление, на высокогорья Памира была снаряжена дорогостоящая экспедиция, в состав которой вошли разные учёные.

Правда, после этого тему о йети в нашей стране официально закрыли, но в 80-х начался новый её виток. Опытному туристу из Волжского Глебу Исаенкову тоже удалось поучаствовать в одной такой экспедиции. Сегодня мы решили вспомнить эту историю.

Гоминиды живут колониями

Сегодня Глебу Исаенкову уже за 65, но он полон энергии, а три с лишним десятка лет назад запала было ещё больше. Ему, туристу с богатым опытом, нравилась природная стихия, покорение гор, путешествия пешком по неизведанным маршрутам. Он всегда был за подобные авантюры, но только с основательной к ним подготовкой.

В 1984 году Глеб Евгеньевич возглавлял волжский городской туристический клуб. Именно тогда ему предложили поучаствовать в экспедиции на Тянь-Шань – в Аксу-Джабаглинский заповедник. Рассказали, что собираются «поработать по снежному человеку», а поскольку местность там скалистая, им нужен был проводник – человек, который в этом разбирался бы. К тому же все расходы организаторы необычного путешествия брали на себя.



Глеб Исаенков

– Конечно, я не мог отказаться, ведь Аксу-Джабаглинский заповедник – это очень интересное место. И я там никогда не бывал, – вспоминает Глеб Исаенков. – В экспедицию отправился и тогда ещё кандидат биологических наук Валентин Сапунов, сегодня он уже доктор и в нашей стране является главным специалистом по снежному человеку. Там он проводил биологически-математические работы. Мы выясняли, можно ли жить на этом месте, какая растительность на нем находится, пригодна ли она в пищу, сколько её на одном квадратном метре и так далее. Ведь этому существу надо что-то есть. Тем более что он не один, а с семьёй. И вообще если где-то реально заметили одну особь, их там должно быть не менее 200. Иначе популяции не выжить.

Фото из архива Глеба Исаенкова

Подманивали на запах самки шимпанзе

В задачу нашего земляка входило обеспечение безопасности и изучение гротов на предмет биологических остатков – волос, каловых масс… В тот раз с горной системы, простирающейся на четыре страны, экспедиция вернулась домой ни с чем, но мысль о том, что там всё-таки кто-то есть, Глеба Исаенкова не покидала. Он поддерживал контакт с Валентином Сапуновым и спустя четыре года предложил ему отправиться на поиски йети вновь.

Глеб Исаенков, 1980-е

При этом Глеб Евгеньевич взял на себя общую организационную часть и поиск финансов, а Валентин Борисович – подготовку с научной точки зрения. Полгода ушло только на то, чтобы получить разрешение на посещение Аксу-Джабаглинского заповедника в Казахстане. И в 1989-м они вновь выдвинулись на Тянь-Шань.

Тряпочки с феромонами. Фото из архива Глеба Исаенкова

– Мы нашли метод, по которому можно было подманить снежного человека, – констатирует Глеб Евгеньевич. – В результате сотрудничества с Академией наук мы получили тряпочки, пропитанные выделениями самки шимпанзе в период течки, которые везли в запаянных полиэтиленовых пакетах. Нам сказали, что они могут заинтересовать только крупных обезьян либо наших «клиентов». А обезьян на Тянь-Шане, как известно, нет.

Прибыв в заповедник, они развесили эти выделяющие феромоны тряпочки, но затем кто-то их сорвал. Этого кого-то участникам экспедиции увидеть не удалось, но следы, похожие на человеческие, только большего размера – около 35 см – воришка оставил.

– И из самого чёткого отпечатка мы сделали гипсовый слепок, – говорит наш рассказчик. – Следов было много, мы наблюдали их и около ручья, и у озера, где он бежал. По расстоянию шагов можно определить физические параметры особи – для этого есть специальный алгоритм. «Наш» снежный человек был ростом около 2,5 метра и весом порядка 200 кг.

Отпечаток следа. Фото из архива Глеба Исаенкова

Нужны были фотоловушки!

После использования тряпочек участники экспедиции раскладывали фрукты, но они спросом у «клиента» не пользовались. По мнению волжанина, причина крылась в том, что гоминид понял обман.

– Нужно было ставить фотоловушки. Это сейчас их можно найти без проблем в интернете, они даже могут год работать в автономном режиме и сразу передавать снимки на телефон, который находится за тысячи километров. Эти аппараты реагируют на движение. Да, снежный человек может их сломать, но снимки уже будут сделаны и переданы. А в то время такой техники у нас не имелось. Тогда мы были рады, что всё-таки нашли рабочий способ, как заинтересовать йети. Я понимаю, что это тема специфическая, но, если бы мне предложили вновь отправиться на поиски снежного человека, я не раздумывая согласился бы. Даже Валентин Сапунов, хотя и говорит, что ему уже сложновато, тоже отправился бы в такую поездку. Сегодня всё упирается в деньги. Вот если бы нашёлся спонсор, то можно было бы реализовать эту идею.

Если есть увлечённые люди, готовые взять на себя финансовую сторону вопроса, мы можем поделиться контактами Глеба Исаенкова и даже стать информационными партнерами мероприятия.

Справка

Снежный человек (йети, бигфут и др.) – мифическое человекоподобное существо, которое якобы обитает в труднодоступных высокогорных или лесных регионах мира. Его описывают как большое покрытое шерстью двуногое животное с примитивными чертами, напоминающими как людей, так и обезьян.

Йети становился героем художественных книг, о нём снимали фильмы и выпускали мультфильмы.

К слову, снежный человек стал одним из символов Горной Шории (Кемеровская область и Алтайский край).

Фото — из архива Глеба Исаенкова

Сообщение «Мы даже сделали слепок следа снежного человека»: Волжанин участвовал в поисках йети и хотел бы снова отправиться в подобную экспедицию появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.