А ещё признались, почему школе они предпочитают семейное обучение и не считают себя особенными

Максим и Любовь ТОМКИНЫ впервые увидели друг друга в храме св. Алексия Мечёва, что на о. Зелёном. Оба были уже воцерковлёнными христианами, имеющими крепкую веру.

Максим в то время о женитьбе даже не помышлял – его смущали негативные примеры супружеской жизни, которые он наблюдал вокруг. Люба не была столь категорично настроена к замужеству – как и подавляющему большинству молодых женщин, ей, конечно, хотелось иметь надёжного спутника рядом.

С момента их знакомства до Венчания не прошло и года



Максим Томкин

– Мы решили создать семью после определённого Божественного внушения, но никаких подробностей разглашать не стану, – говорит Максим. – Это сверхъестественные обстоятельства, в которые я и сам бы не поверил, если б от кого-то подобное услышал. Могу только сказать, что наше решение не было продиктовано порывом страсти, это точно. У священника Ильи Шугаева есть прекрасный цикл лекций о семейной жизни, где он в том числе говорит, что нельзя жениться или выйти замуж по любви, по влюблённости – да, и это надо чётко разделять. Любовь может возникнуть только через годы совместной жизни.  

Пожалуй, соглашусь с таким утверждением, ведь это более глубокое, вызревшее чувство – с корнями. Передо мной сидели любящие друг друга люди, давно сроднившиеся, две очень похожие половинки. Не внешне, конечно… И всё-таки у женщин интуиция развита куда сильнее, чем у рациональных мужчин.

– После знакомства с Максимом у меня возникло ощущение, что мы давным-давно друг друга знаем. Никогда раньше я не встречала человека, который понимал бы меня с полуслова и даже с полувзгляда, как и я – его. Одним словом, родная душа…

«Моя жена — героиня»

Желая следовать за Христом и быть верными Его заповедям, Люба и Максим положились на волю Божию – если им суждено стать родителями, они примут столько ребятишек, сколько пошлёт Господь. Сегодня супруги воспитывают семерых детей: Агнии – 17 лет, Марии почти 10, Христине через пару недель будет 8, близнецам Петру и Павлу – по 6 лет, Ванечке 3 года, а младшей Анастасии совсем скоро исполнится 2.

– Моя мама вспоминает, что лет в 14-15 я говорила ей, что у меня будет много детей; правда, в моей памяти этого не сохранилось. По образованию я учитель английского языка, но в школе не довелось работать, моё последнее место работы — воспитатель православного детского сада «Умиление». В личных беседах я не раз признавалась коллегам: «Если бы Господь послал мне хорошего мужа-христианина, я бы сидела дома и воспитывала собственных детей; вот сколько бы Бог дал, столько бы и родила – пять, шесть…» 

Первое совместное путешествие (г. Анапа, храм святого равноапостольного князя Владимира, 2024 г.)

– Надо же, впервые об этом слышу! – удивляется Максим и широко улыбается. – Подобные пожелания, да ещё и высказанные вслух, мимо ушей Бога не проходят!

– Да, я была готова к большой семье, мысленно беседовала с Господом: «Ну что я могу для Тебя сделать, как послужить? У меня нет никаких выдающихся способностей, я обычный человек. Единственное и самое малое, что могла бы – родить детей и постараться воспитать их в вере. Я рассказывала бы им о Тебе, надеясь, что это слово прорастёт потом в их сердцах».

– Вот Люба говорит о рождении детей: «Хотя бы, хоть что-то…», а ведь на самом деле это и есть главное предназначение женщины, которое определил ей Господь.

– Что интересно, только после третьих родов ко мне пришло подлинное глубокое чувство материнства, – продолжает Любовь. – Когда родились близнецы, я почему-то стала ощущать себя невероятно многодетной – ну, настоящая героиня, пятеро детей! А с рождением Вани произошло необъяснимое – это чувство вдруг куда-то исчезло. Совсем. Я словно прозрела и увидела, что не так уж и много у нас деток, и ничего сверхъестественного мы не совершаем.

– Сейчас родители, у которых всего трое детей, уже считаются многодетными. Женщинам, родившим 10 детей, присваивают звание «Мать-героиня», – подхватывает тему Максим. – А вот до революции в нашей стране семьи, где было семь и менее детей, имели статус малодетных. И уж тем более героев ни из кого не делали, хотя в бытовом плане всё было куда сложнее по сравнению с сегодняшним днём. Просто наши предки жили по Божьим заповедям, которые ещё не были попраны, и многодетность воспринималась тогда как норма. Но моя жена, безусловно, героиня.

– Раньше люди не были такими эгоцентричными, как сейчас, – замечает Люба. – Меня даже в женской консультации, начиная с четвёртой беременности, всякий раз с удивлением и недоумением спрашивали: «Как, вы ещё хотите ребёнка?» – «Конечно! У нас все дети желанные». Когда родилась Анастасия, и я впервые взяла её на руки, сердце сжалось: неужели я держу на руках своего последнего младенца? Так грустно стало…

Под крышей дома… не своего

Когда доверяешь свою жизнь Господу, все трудности и проблемы преодолеваются гораздо легче – с Божьей помощью, которая посылается через других людей. Конечно, первые помощники в любой семье, где есть маленькие дети – это бабушки и дедушки. Родители и Любы, и Максима при необходимости всегда включаются в жизнь детей и внуков. Регулярную существенную поддержку многодетной семье оказывает и приход храма святителя Луки Крымского, где Максим поёт на клиросе, а также осваивает мастерство звонаря.

Видно, что эта супружеская пара с радостью и благодарностью несёт непосильный для многих груз забот и ответственности. Я не заметила на их лицах ни тени усталости, раздражения или недовольства. Даже когда разговор зашёл про нерешённую до сих пор проблему с жильём.

– Для таких семей, как наша, закон не предусматривает каких-либо особых льгот на получение муниципального жилья, поэтому мы уже несколько лет стоим в очереди, – рассказывает Любовь. – Под статус молодой семьи тоже уже не подходим. По словам сотрудников Управления муниципальным имуществом, лет через 25-30, возможно, нам что-то и дадут. Была бы, говорят, в законе хотя бы оговорка о том, что, к примеру, семьи, где более пяти детей, имеют право получить жильё вне очереди, мы сами рекомендовали бы вам обратиться в суд. Но, увы, такой законодательной зацепки нет. Что касается ипотечных кредитов, то банки не спешат выдавать их родителям, у которых семеро детей, да и у нас пока нет возможности ежемесячно урезать семейный бюджет на несколько десятков тысяч рублей.

Сейчас Томкины живут в съёмной четырёхкомнатной квартире площадью 57 кв. м. Дай Бог здоровья её хозяйке, женщине верующей, которая не берёт со своих жильцов ни копейки – они оплачивают только коммунальные услуги. А летом благодаря другим добрым людям Люба и Максим переезжают с детьми на дачу, которая находится на берегу Волги. Разве это не чудесная Божия помощь? Можно не сомневаться: Господь никогда не оставит эту семью без Своего попечения.

Учебный класс – в квартире

Поскольку закон об образовании позволяет сегодня детям учиться вне стен школы, Максим и Люба одними из первых в нашем городе воспользовались такой возможностью, выбрав форму семейного обучения, при которой вся ответственность за образовательный процесс ложится на родителей. В школу ребёнок приходит только в конце учебного года на промежуточную аттестацию, чтобы перевестись в следующий класс. Томкины все экзамены сдают успешно. А в прошлом году Христина прошла аж две аттестации – за первый и второй класс, чтобы учиться вместе со старшей сестрой Марией.

Семейное образование по сути индивидуальное, что позволяет родителям организовывать учебный процесс с учётом потребностей и особенностей восприятия ребёнка. С младшими детьми, в основном, занимается мама, профессиональный педагог. Но и папа, имеющий опыт работы в школе и знающий точные науки, всегда готов прийти на помощь.

На уроки Люба приводит детей в однокомнатную квартиру их бабушки, где в настоящее время никто не живёт. Господь так устроил, что находится она рядом со съёмной. На семейном совете было решено оборудовать там учебный класс, чтобы дети могли заниматься в спокойной обстановке, ни на что не отвлекаясь.

– Девочки посещают ещё и музыкальную школу, – говорит Любовь, – поэтому занятия у нас длятся по-разному – от одного до четырёх часов в день.

– Обучение, как правило, не ограничивается только этими часами, – уточняет Максим. – Я, например, в любое время могу проверить у детей знание новой темы. Наши 6-летние близнецы читают, считают, умножают, играют в шахматы со старшими сёстрами и дедушками. У Агнии после 9-го класса был красный аттестат, в этом году она окончила школу и поступает в вуз. Сейчас можно найти отличные видеоуроки, да и вообще появилось немало возможностей для самостоятельного освоения учебных программ, мы и ставим своей целью, чтобы к старшим классам дети приобрели такие навыки. А в перспективе хотим снять с себя нагрузку и перевести их в онлайн-школу.

Люба и Максим считают, что в наше непростое время семейное образование – прекрасная альтернатива традиционному школьному.

– Вот наши оппоненты говорят, что как детей ни опекай, им всё равно придётся выходить в большую жизнь. Конечно, но зачем раньше времени толкать ребёнка на встречу с соблазнами, смущающими его неокрепшую душу? Мы же оберегаем младенца от разных опасностей и кормим сначала молоком, а не даём сразу орехи, – рассуждает Максим. – Да, рано или поздно дети выпорхнут из-под родительского крыла, но это уже будут не беспомощные, слепые птенцы, а люди со сформированным мировоззрением, способные различать добро и зло.

Ещё нас пугают тем, что у ребят могут возникнуть трудности с социализацией. Но я наблюдаю за ними вне дома. Вот приходим мы, к примеру, на детскую площадку, и там сразу всё оживает: шум, беготня, игры… Наши – очень подвижные, заводные, энергии у них много, за телефонами и телевизором не сидят. Сначала другие дети смотрят на них удивлённо, а потом присоединяются к их играм. С любым ребёнком они вступают в контакт свободно, без проблем. Но главное – им интересно и весело друг с другом. Именно в большой семье дети с малых лет научаются мириться и прощать друг друга, просить прощения и чувствовать чужую боль, жалеть (особенно младших или того, кто заболел) и помогать ближнему, заботиться и делиться чем-то своим – в общем, социализироваться. А попросту – учиться жить.

Дай Бог, чтобы в этой семье детская дружба была основана не только на кровном, но и на духовном родстве, и с годами превратилась бы в большую Любовь друг к другу и ближним.

Помните замечательный советский фильм «Однажды двадцать лет спустя» и его героиню, многодетную маму Надежду Круглову в исполнении Натальи Гундаревой? В финале одноклассник-телеведущий задаёт ей тот же вопрос, что и остальным – «Чего ещё ты ждёшь от жизни?» Если спросить сейчас об этом Любу, она ответит так же, как и Надя Круглова – «Чего я жду… Я жду ребёнка».

Фото из архивы семьи ТОмкиных

Сообщение Многодетные родители из Волжского рассказали о том, как Господь соединил их жизни в одну появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.