Во второй половине XIX века с развитием сети железных дорог в армиях некоторых государств Европы и Северной Америки появился новый вид вооружения – бронепоезда. Новшество прижилось, и эти грозно выглядящие машины применялись вплоть до окончания Второй мировой. Нашлось для них место и в истории Сталинградской битвы. Впрочем, обо всем по порядку.
В бой идёт мотодрезина
Так устрашающе, как это можно видеть на старых фото, бронепоезда выглядели не всегда. Поначалу это были просто защищённые подручными средствами вагоны, на которых устанавливались орудия и размещались пехотинцы. Подобные составы применялись во время Франко-прусской войны (1870-1871 гг.), Гражданской войны в США (1861-1865 гг.), Второй англо-бурской войны (1899-1902 гг.).
Однако расцветом использования этого вида вооружения можно считать начало 20 века. В Первую мировую и в Гражданскую бронепоезда в России активно использовали все воюющие стороны. За эти годы был накоплен большой боевой опыт применения, и сложились определённые технические требования – такая эволюция сделала их одними из самых совершенных средств ведения войны. Но с годами и по мере развития других видов оружия их роль неуклонно сокращалась.
А началась советская «биография» этих машин в далеком 1923 году. Именно тогда в городе Бежице Брянской области создается машиностроительный завод «Красный Профинтерн» — единственное в довоенном Советском Союзе предприятие, выпускавшее бронепоезда. Производственный план составлял 5-6 машин в год.
Подразделялись советские бронепоезда на легкие и тяжелые. Первые, не обладавшие мощным вооружением и толстой бронёй, использовались для разведки и связи. Вторые (штурмовые) состояли из нескольких вагонов с многочисленной артиллерией и пулемётами. Их задачей были огневая поддержка сухопутных частей и нанесение массированного удара по врагу.
Для разведки использовались и бронедрезины. Они представляли собой небольшие самоходные вагоны, чаще всего с двигателями внутреннего сгорания. По мнению военных, одной из лучших стала мотобронедрезина, сконструированная и построенная в Ленинграде на прославленном Путиловском (Кировском) заводе.
«Илья Муромец»«Полных огневых действий дать не мог»
К лету 1941 года на вооружении Красной армии состояло более 100 бронепоездов. Правда, в первые же месяцы боёв значительная их часть была потеряна – они стали трофеями германских вооружённых сил, которые, в свою очередь, их модернизировали и использовали уже против советских войск. Тем не менее полностью от строительства бронепоездов советский ВПК не отказался.
В середине ноября 1941 г. гитлеровцы начали второй этап общего генерального наступления на Москву. На огромном фронте от Калинина до Тулы вновь завязались ожесточенные бои. Воины Красной армии и отряды ополчения бились за каждый оборонительный рубеж. Вошёл в историю и бой бронепоезда НКВД № 73, на территории Дмитровского района Московской области.
28 ноября 1941 года командир этого состава докладывал командующему 1-й Армии генерал-лейтенанту Кузнецову:
«…В 8:30 28 ноября 1941 г. получен от Вас приказ выслать на перегон Дмитров — Яхрома с задачей уничтожить противника, занявшего переправу: мост через канал Москва-Волга и не допустить на правый берег. После получения задачи вышел на открытую позицию и прямой наводкой артиллерии и пулеметов, уничтожая огневые точки противника, находящиеся у моста, в результате чего дал возможность десантной роте продвинуться к мосту и занять оборону на правой стороне, прикрывая огнем переправу. В результате 6-часового боя маневрировать не удалось ввиду разрушенного ж. д. пути и крушения товарного поезда на этом участке. Поэтому применить полного огня и маневра не мог. Ввиду ограниченной маневренности получил сильные повреждения: 1) Совершенно выведен из строя паровоз: сгорел; 2) Прямым попаданием артснаряда в мотовагон разбита командирская рубка и одна орудийная башня; 3) 2-й мотовагон имеет прямые пробоины; 4) Осколками мин повреждены скаты. Вышло из строя личного состава: а) Убито 2 человека; б) Тяжело ранено 7 человек: направлены в госпиталь; в) Контужены: комиссар и командир мотовагона. Поэтому ввиду серьезных повреждений материальной части и потери личного состава полных огневых действий дать не мог…»
В донесении отсутствуют сведения о потерях десантной роты бронепоезда и о потерях противника. И то, и другое появляется в документе под названием «Оперсводка № 27 к 22:00 1.12.41, штаб обороны города Москвы». Вот цитата из него: «Убиты – 7 человек, раненых – 15 человек, пропало без вести – 3 человека… Потери противника (ориентировочно) до 10 танков, несколько машин с пехотой, несколько минометов. Бронепоезд направлен для восстановления в город Ярославль».
«Козьма Минин»Хитрость с логистикой
В годы Великой Отечественной на собранные населением деньги выпускалась именная боевая техника — самолёты, танки. А зимой 1942 года таким образом страна получила бронепоезд «Илья Муромец». Построен он был на личные средства рабочих трёх оборонных заводов и по основательно модернизированному проекту. Мощная броня и обтекаемые формы корпуса повышали живучесть железной машины, а танковые пушки, два расчёта «Катюш», зенитки и пулемёты делали его могучей боевой единицей, оправдывающей громкое имя.
Еще один бронепоезд был построен на средства работников Московского метрополитена. Им удалось собрать 706 тыс. рублей. Этот патриотический порыв оценил сам Сталин: его благодарность зачитали на многолюдном митинге 21 марта 1943 года, на котором поезд торжественно передали командованию дивизиона. Машина так и называлась – «Московский метрополитен».
Бронепоезд имел распространенную в тот период конструкцию. В середине состава располагался паровоз, обшитый листами брони. Командный пункт помещался на тендере. Спереди и сзади находились четыре бронеплощадки, оснащённые башнями от Т-34, пулемётами для борьбы с вражеской пехотой, двумя зенитными орудиями. Такая мощь позволяла противостоять танкам и самолётам, не говоря уже о пехоте. И «Московский метрополитен» сыграл в битве на Курской дуге огромную роль.
Перед началом этого сражения, которое произошло 5 июля 1943 года, немцы требовали от своей авиации уничтожить пути отхода противника, то есть нанести удар по железной дороге. «Если мы победим поезда, то мы победим и в битве» – эта фраза прозвучала на совещании командования пикирующих бомбардировщиков люфтваффе, проходившем 4 июля 1943 года в Орле.
По наскоро проложенной однопутной магистрали, физически не справлявшейся с переброской войск, в последние сутки перед битвой перевезли почти 50 тыс. человек. Когда не хватало вагонов для перевозки орудий и танков, советские инженеры-путейцы и солдаты разбирали стенки и крыши – чтобы успеть перевезти на открытой платформе больше техники. Противник уже не в первый раз за это время был обманут, ведь разведка сообщала немецкому командованию о нехватке у Красной армии транспортных средств.
Бронепоезд Московского метрополитена, 1943 год. Фото mos.ruОбречен, но не сломлен
Боевые действия экипаж нашего бронепоезда начал ночью 5 июля. В первую же ночь перед наступлением врага артиллеристы активно обстреливали позиции немцев, выходя за станцию Гостищево. На второй и третий день встретили его на станции Сажное. Яростные атаки фашистов следовали одна за другой со стороны хутора Смородино. В прорыв пошла оперативная группа «Кампф». Но под массированными залпами бронепоезда немецкие атаки захлёбывались ещё на подступах.
У «Метрополитена» тем временем заканчивались снаряды и патроны. Срочно требовалось сменить позицию и пополнить запасы. Командир Есин решил отходить к станции Беленихино. Однако пройти туда не удалось: огонь врага вывел из строя значительную часть пути. Оставалось одно: вернуться обратно. Поезд лишился возможности манёвра. Вся надежда оставалась на мощь брони.
Бой шёл три долгих дня. Один бронепоезд и несколько десятков человек сдержали крупное немецкое наступление, уничтожив шесть тяжёлых танков и самоходок, четыре самолёта и десять миномётных расчетов. «Метрополитеновцы» стояли насмерть до последнего боеприпаса. Зияя пробоинами на всех своих бронеплощадках, поезд ещё огрызался залпами из оставшихся орудий, продолжая свой последний поединок с танками и почти двумя десятками пикирующих юнкерсов, но был обречен.
В 9 утра 7 июля 1943 года «Метрополитен» окончательно потерял способность к передвижению и ведению огня. Бронепоезд вступил в неравный бой, но свою задачу выполнил. А немцы так и не смогли перерезать железную дорогу на этом участке. Благодаря этому в середине июля в район Курской битвы был переброшен стратегический резерв из Воронежа. А 5 августа 1943 года Красная армия освободила Курск и Белгород. Победа на Курской дуге завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Воевать такие машины могли и с пехотой, и с танками, и с самолетамиТаинственный противник
Весной 1944 года советские войска начали наступать, отвоёвывая территорию своей страны, и гнать врага на запад. И войскам, в подчинение которых входил бронепоезд «Илья Муромец», была поставлена задача, освободить украинский город Ковель.
Решение поставленной задачи серьёзно осложняли загадочные огневые удары, которые раз за разом накрывали советские позиции. При этом огонь вёлся не со стационарных огневых точек, которые советская разведка давно определила. Била крупнокалиберная артиллерия, «сеанс» продолжался всего несколько минут, после чего всё прекращалось до следующего утра.
Советские лётчики не могли обнаружить противника в точке, с которой вёлся огонь. Поэтому довольно скоро возникла догадка, что таинственный враг – это немецкий бронепоезд, который производил залп, после чего скрывался. Сопоставив карту железных дорог, советскому командованию удалось определить предполагаемую точку, откуда наносился удар. А ещё противника подвела пресловутая немецкая пунктуальность. Дело в том, что стрелять фашисты начинали ровно в 9 утра, огневой удар продолжался три минуты, после чего бронепоезд возвращался на исходные позиции. Было решено устроить засаду.
Вышибать клин решили таким же клином. И ранним утром 4 июня 1944 года «Илья Муромец» занял позицию, с которой легко мог накрыть позицию, откуда обычно наносил удар вражеский бронепоезд. Первыми же выстрелами наша машина разрушила железнодорожное полотно позади противника, отрезав ему пути к отступлению. Пока советский железный монстр перезаряжал орудия, у фашистов был шанс на ответный удар. Однако стрелять пришлось в спешке и наугад, так что все выстрелы ушли «в молоко».
А вот второй залп «Илюши» оказался для немецкой машины роковым. Кстати, оказалось, что немцы использовали против советских войск их же оружие – трофейный советский бронепоезд, на который были поставлены оружейные башни от «Тигров».
Долгое время битва железных монстров считалась скорее мифологическим событием. Однако в 2007 году российское Министерство обороны рассекретило ряд документов, среди которых были наградные листы солдат и офицеров за этот бой. Завершился поход «Ильи Муромца» в 1945 году в окрестностях Франкфурта-на-Одере. Дойти до Берлина железному монстру помешали взорванные противником железнодорожные мосты. За годы сражений бронепоезд уничтожил семь самолётов, 14 артиллерийских орудий и около 900 немецких солдат.
Члены экипажа знаменитого «Ильи Муромца»Николай Варавин, полковник милиции в отставке, историк, ветеран МВД РФ и боевых действий
Сообщение Битвы железных монстров: как бронепоезда сражались на фронтах Великой Отечественной появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.
Источник: Волжская правда
Комментарии