20 апреля вместе с православными христианами всего мира волжане отметят Светлое Христово Воскресенье. Сейчас в России Пасха отмечается всенародно. А сто лет назад на заре советской власти сам праздник и священнослужители подвергались жестоким гонениям. О том, как священники Заволжья пострадали за православную веру, «Волжской правде» рассказала старший научный сотрудник краеведческого музея Екатерина Лоскутова.
«Патриарх Илиодор» и его проповеди
Хотя, конечно, борьба на антирелигиозном фронте шла не так гладко, как хотелось бы партийным функционерам. У агитаторов и пропагандистов были достойные соперники: священники, которые «народ не глупый, не краснобаи и, безусловно, свою паству знают и знают хорошо и персонально, бывая на квартирах и в домах» (журнал «Коммунист», 1921 год).
И жители Безродного, как, впрочем, всей губернии и нашей необъятной страны, по-прежнему с охотой ходили в церковь. В Верхней Ахтубе их было две: Николаевская и Всесвятская. Здесь же располагался единственный в уезде женский Покровский монастырь. Поэтому для успешной работы агитаторам рекомендовалось получше познакомиться с паствой. Пропагандистам даже рекомендовалось заглядывать в церковь и слушать проповеди.
Член Ленинского исполкома партии некто Семен Жолобов целенаправленно посещал службы в уездной церкви Казанской Божьей Матери, чтобы послушать «патриарха Илиодора». Так себя называл бывший иеромонах Илиодор, в миру Сергей Труфанов, известная личность не только в России, но и за рубежом. Когда-то он был организатором покушения на Григория Распутина.
Так выглядело Безродное в 1920-е годы.По своим наблюдениям «за Леодором» Жолобов ничего антисоветского не нашел. Наоборот, как-то во время Всенощной он говорил о первобытной христианской общине и доказывал, что виновниками ее разорения являются попы-антихристы. Также на проповедях он рассказывал о коммуне и коммунистах: «Дух правды, свободы, братства есть дух святой, и он есть в коммунистах. В них человечность, а православные поели друг друга как звери» (Госархив Волгоградской области).
Сельхозартель «Безбожник» и богохульные частушки
Разумеется, подобная проповедь смутила присутствующих прихожан, которых в тот день в Казанской церкви было около 2 тысяч. Подобная сумятица в головах агитаторам была только на руку. Страна медленно, но верно двигалась к так называемому воинствующему атеизму. В России даже появился «Союз воинствующих безбожников». Именно их газетами и журналами пользовались пропагандисты во время лекций в нардомах и избах-читальнях. Кстати, один из колхозов, организованный в начале 1930-х годов в Верхней Ахтубе, получил звучное название, соответствующее «текущему моменту» — сельхозартель «Безбожник».
Члены правления колхоза «Большевик», 1920-е годы. Фото с сайта Госкаталог РФ.Но в первые годы советской власти, особенно в начальный период НЭПа, партия не рекомендовала выпячивать антирелигиозную пропаганду. В этом вопросе требовалось действовать постепенно, осторожно, грамотно и без нажима.
Особой популярностью пользовались религиозные диспуты. В них любили участвовать молодые коммунисты. Но у них не всегда получалось переспорить священников в присутствии прихожан. Сочувствие и поддержка, естественно, были на стороне православия. Да и малограмотное население ничего не понимало в физической природе молнии или других научных аргументах, которые приводили начинающие пропагандисты.
Самый популярный транспорт Заволжья.Крестьянская аудитория Безродного не понимала, возмущалась и кричала: «Долой! Долой лектора!» А вот пьесы, спектакли и концерты смотрели с удовольствием. На них артисты-комсомольцы пели «богохульные» частушки. Их молодежь Безродного распевала, отмечая так называемые «комсомольскую Пасху» или «комсомольское Рождество». В борьбу за атеистическое мировоззрение граждан особенно интенсивно политпросветы вступали в дни православных праздников. Так в Пасхальную неделю 1925 года по всей Среднеахтубинской волости проходили вечера с докладами: «Мысли Ленина о религии», «Происхождение религиозных верований и праздников», «Религия и сельское хозяйство», «Огнем и кровью во имя Бога». А в промежутках между лекциями шли инсценировки, анекдоты и декламация. В избах-читальнях, в том числе и в Верхней Ахтубе, раскладывали антирелигиозную литературу.
Культуру и просвещение — в массы!Иногда во время таких лекций в село приезжала кинопередвижка. Применение разного рода технических средств вроде «волшебного фонаря» вызывало большой интерес у населения. Как только становилось известно, что «будут крутить фильму», верхнеахтубинцы бросали свои дела и шли в клуб смотреть кинохронику, «Броненосец «Потемкин», «Мать» и другие шедевры отечественного кино. Впрочем, не только советского. Иногда селянам показывали Чарли Чаплина.
Про «засилие» комсомольцев и бич народа
Поскольку фильмы были немыми, то для лучшего их восприятия сеанс сопровождался игрой тапера на фортепиано. Обычно тапер или таперша приезжали вместе с кинопередвижкой. Но иногда эту роль выполняли и местные «виртуозы», если таковые, конечно, имелись.
Крестьяне с. Безродного, 1909 год. Фото с сайта Госкаталог РФЛенинский уездный политпросвет постарался обеспечить народные дома музыкальными инструментами. Однако часто балалайки, гармошки, мандолины или пианино, хранились в непригодных для этого помещениях, ржавели и со временем приходили в негодность. Порой к порче инструмента прикладывали руку сами «культурные пользователи».
В декабре 1924 года губернская газета «Резервы» писала: «Привезли в нардом новенькую рояль, поставили. Недолго бедная отдыхала. Нагрянули на нее наши комсомольцы и давай наигрывать. По два, по три за раз садятся… Играют ухарски, все больше плясовую закатывают. Быстро обделали, много струн порвали, горы кожуры в клавиши насыпали… А потом стали жаловаться на фабрику, почему, мол, непрочным сделали…»
Одной из причин плохой антирелигиозной работы, как это ни странно, власти видели в «засилии» комсомольцев и пионеров, которые вытесняли из нардомов взрослое крестьянское население. «Дети и пионеры не должны иметь места в избе-читальне, так как в большинстве своем они ведут себя неспокойно, производя тем самым шум и заглушая то, что говорят» (Госархив Волгоградской области)
Здание волостной управы в Безродном.Впрочем, сами избы-читальни иногда находились в таком неприглядном состоянии, что в них не хотелось идти. В одном из таких клубов Заволжья партинспекция увидела такую картину: «полы немыты, комнаты не проветрены, во время собраний дым стоит коромыслом, благодаря курящим гражданам. А несознательные гражданки, да и не только они сидят и беспрерывно лузгают семечки, шелуха от которых тоже по полу разбросана…» (Госархив Волгоградской области»)
Поэтому в задачи коммунистов-агитаторов также входило санитарное просвещение населения. В 1920-е годы в Царицынской губернии были распространены корь, дифтерит, оспа, малярия, тиф, дизентерия, туберкулез, сифилис, гонорея и прочие «прелести».
В целях профилактики в губернских изданиях публиковались статьи про разные заболевания, а в клубах вывешивали плакаты: «Пасха, сифилис – бич народа». По поводу этого лозунга даже состоялось заседание сельсовета, на котором населению пытались объяснить, что это не насмешка над чувствами верующих, а необходимая мера защиты: «Во время Пасхи гражданами производятся поцелуи, бывают лица, зараженные сифилисом, который во время поцелуев переносится на здорового человека, поэтому в ограничении этого заболевания через поцелуй написан и вывешен этот плакат» ( Госархив Волгоградской области). Но на всякий случай подобный «образец санитарного просвещения» сняли.
Семья Кумсковых из с. Безродного. Фото с сайта Госкаталог РФ.«Подрубил колокольню, и она упала»
Массовые гонения на церковь трагически отразились на жизни многих священников, в том числе и села Верхняя Ахтуба. Со служителями культа обращались очень жестоко. Известно, что священника Григория Гвоздева, служившего в Безродном с 1910 по 1917 год, и его жену бандиты зверски убили в хуторе Букатин (ныне Краснослободск) сразу после Февральской революции.
Уроженец Тамбовской губернии, потомственный священник Виссарион Рождественский, отдавший храмув Безродном более 20 лет жизни, в 1921 году был арестован по обвинению в «мошенническом обновлении икон и подрыве мероприятий советской власти» и приговорен к году исправительных работ. 6 ноября 1921 года его освободили по амнистии ВЦИК.
Виссарион Васильевич продолжал служить в церкви: с 1925 по 1935 год во Владимировском районе Астраханской области, с 1935 года по 1937 год в поселке Джанибек Западно- Казахстанской области. В сентябре 1937 года был арестован «за проведение активной антисоветской агитации». По материалам дела, служил в контрразведке Белой армии. Спустя два месяца священника Рождественского расстреляли.
Виссарион Рождественский. Фото с сайта Духовенство русской православной церкви в XX веке.Его внучка, волжанка Галина Григорьевна Молокова 1928 года рождения, позже вспоминала: «В 1935 г. я пошла в школу, богослужений в Церкви уже не было. Дедушка уехал из с. Безродного примерно в 1936 г., скрывался от властей. Жил неизвестно, где, а сына, моего отца, постоянно проверяли, имеет ли он связь с отцом. Через год или два Виссарион Рождественский приезжал домой тайно, побыл 2 дня и уехал. Примерно в 1938 г. пришло извещение, что он умер в тюрьме, где не известно, извещение не сохранилось…Церковь начал ломать один старик Родионов, больше никто не захотел, так рассказывала мама. Подрубил колокольню, и она упала».
Сразу после закрытия 4 августа 1936 года храм Безродном был разрушен, ценный стройматериал увезен в Среднюю Ахтубу. А о судьбе последнего священника Верхней Ахтубы Михаила Чернавина почти ничего неизвестно. Только то, что он служил в Верхней Ахтубе с 1920 по 1936-й год, имел блестящее по тем временам образование, окончив Казанский ветеринарный институт и Астраханскую духовную семинарию.
Сообщение История: как священники Безродного пострадали за православную веру появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.
Источник: Волжская правда
Комментарии