Очередная интересная и доселе никем не изведанная тема из цикла «Духовное краеведение» увлекла известного волжского историка и краеведа Андрея Клушина. Материала по ней собрано уже предостаточно, и первыми, с кем Андрей Александрович поделится своими новыми открытиями, станете вы, читатели «Волжской правды».

Кто-то спросит: а какое отношение Астраханская епархия имеет к нашему городу? Дело в том, что церковные приходы многих заволжских сёл, включая Безродное, долгое время, в общей сложности, более 100 лет, относились именно к этой епархии. Кстати, в те годы, о которых пойдёт речь, она называлась Астраханской и Енотаевской.

Ещё надо пояснить, кто такой викарий. Многим, уверена, это слово незнакомо. В Церкви викарием называют помощника правящего архиерея большой епархии или митрополии, который тоже имеет сан епископа.

Бывший турецкоподданный

Фото предоставлено А. Клушиным

– Викарные епископы были редки в Русской Православной Церкви, – говорит Андрей Александрович. – Для того, чтобы в епархии появился такой епископ, требовались особые, я бы даже сказал, исключительные условия. Астраханская епархия обладала ими в полной мере. Мало того, что от других епархий её отличало наличие огромного числа сектантов, так здесь ещё проживало очень много иноверцев – это калмыки-буддисты и исповедовавшие мусульманство казахи, их насчитывалось почти 400 тыс. человек. Работу миссионеров затрудняла как обширность территории, на которой им приходилось действовать, так и удалённость друг от друга православных приходов. В начале XX века их насчитывалось всего 188 – гораздо меньше, чем в других епархиях. Газета «Астраханские епархиальные ведомости» писала в то время: «Ныне с действием вероисповедных свобод посягательства на православие в Астраханской епархии усилились до крайности, временами принимая угрожающий характер. Теперь Церковь Христова в пределах нашей епархии является воинствующей во всём значении этого слова». В таких условиях правящий архиерей остро нуждался в помощнике, который бы курировал миссионерскую работу. И вот по решению Святейшего Синода в сентябре 1910 года впервые в истории Астраханской епархии, образованной в начале 17 века, было учреждено викариатство. Первого викарного епископа не случайно наименовали Царевским – именно на территории Царевского уезда, в состав которого входило и Безродное, было больше всего сектантов и староверов. На этот пост был назначен 45-летний епископ АРСЕНИЙ (Тимофеев) – человек удивительной судьбы. Он родился в Санкт-Петербурге в семье турецкого подданного и при рождении получил имя Алихан-бек-мурза. После смерти родного отца мальчик оказался на попечении самого Государя Императора Александра II и был окрещён в Православие с именем Аполлон; отчество и фамилия достались ему от крёстного отца. Отучившись в Императорском Гатчинском сиротском институте, Аполлон Петрович поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. После её окончания был пострижен в монашество с именем Арсений и рукоположен в иеромонаха, что соответствует сану священника белого духовенства. Тогда же он стал членом русской духовной миссии в Японии, где три года трудился под руководством великого миссионера – святителя Николая ЯПОНСКОГО (Касаткина), прославленного Церковью в лике равноапостольного. Вернувшись в Россию, о. Арсений был возведён в сан архимандрита и возглавил Вологодскую семинарию. Несколько лет провёл в Греции, где являлся настоятелем церкви при императорском посольстве в Афинах. В1902-м отправился на Украину, так как состоялась его хиротония во епископа Владимир-Волынского, первого викария Волынской и Житомирской епархии. Спустя четыре года Владыка Арсений стал вторым викарием Вятской епархии, а в январе 1909-го его назначили настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря, который действует и поныне. За своё служение на благо Церкви награжден орденами св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3-й степени.

И тяжело, и дорого

– К сожалению, я не нашёл ни одной фотографии первого Царевского епископа, зато в епархиальной прессе сохранилось немало заметок о его пастырском служении в наших краях, из которых можно сделать вывод, что Владыка был человеком очень ответственным и деятельным, – продолжает Андрей Александрович. – Застав во вверенном ему Астраханском монастыре упадок, он за полтора года сумел возродить обитель и навести там порядок: «Благообразное поведение монашествующих, истовое богослужение стало всё больше и больше привлекать сюда астраханцев. Вскоре монастырь стал настоящим местом паломничества».
После своего назначения викарием Астраханской епархии, епископ Арсений сразу же отправился в Царевский уезд. За три недели своего первого путешествия он объездил почти все населённые пункты, совершил множество архиерейских служб в больших сёлах и городе Цареве, посетил все церковно-приходские и миссионерские школы, познакомился со священниками, церковнослужителями и прихожанами. Местная пресса писала: «Своею неутомимою службою, своею доступностью, гуманным обращением архипастырь оставил среди духовенства и пасомых самое лучшее воспоминание как пастырь добрый, проникновенный, во всё проницательный, ко всему предупредительный, к нуждам и слабостям снисходительный и в то же время требующий от каждого труда на Ниве Христовой, столь необходимого во время ослабления веры и нравственности».

Обязанности викария Астраханской епархии епископ Арсений исполнял всего 10 месяцев. Почти всё это время он провёл в очень длительных разъездах, после которых всякий раз возвращался в Астрахань, потому что постоянно пребывать в Царевском уезде, как ему и полагалось по должности, Владыка не мог – здесь не было ни одного мужского монастыря, ставшего бы кафедрой викарного епископа. В то время все мужские монастыри епархии находились только в Астрахани и её ближайших окрестностях. А от Астрахани до Царева – 400 км, которые преодолевали либо по воде, либо по железной дороге. И сколько вёрст приходилось потом ещё колесить на лошадиных подводах! Замечу, что такие «путешествия» были не только утомительными, но и затратными.
10 месяцев правления первого Царевского епископа стали попыткой организовать «миссионерское викариатство» в непростых условиях, когда не то что уезд, епархия в целом не была к нему готова. В конце концов Владыка Арсений понял, что сделать это в том виде, в каком требуют предписания, практически невозможно, а сил на постоянные разъезды у него не хватит.

«Заместительное» викариатство

– В июле 1911 года Святейший Синод производит кадровую рокировку: преосвященный Арсений назначается епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии, заменяя на этом посту Владыку ИННОКЕНТИЯ (Кременского), а тот в свою очередь становится епископом Царевским, новым викарием Астраханской епархии. Они практически ровесники.
Иван Кременский – так звали Владыку до монашеского пострига – родился в Тамбовской губернии в семье священника. После окончания Казанской Духовной академии Иван Павлович посвящает себя преподавательской деятельности. За девять лет проходит путь от рядового педагога до ректора Томской духовной семинарии. В 34 года принимает монашество и рукополагается во иеромонаха, в 37 лет его возводят в сан архимандрита, после чего учёная карьера Иннокентия на время прерывается. В 1903 г. его назначают настоятелем одного из псковских монастырей, а через год переводят в Москву настоятелем Высоко-Петровского монастыря. Зимой 1908-го в Успенском Соборе Московского Кремля архимандрит Иннокентий рукополагается во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии, а летом 1911-го, как мы уже знаем, его ждёт новое назначение – в Астраханскую епархию, где он прослужит шесть лет при пяти правящих архиереях, которые менялись в тот период чуть ли не ежегодно. И каждому новому руководителю требовалось время, чтобы войти в курс дела, а ещё они регулярно уходили в отпуска, в том числе и по болезни. Поэтому бессменному викарию слишком часто приходилось брать на себя практически всю работу по управлению епархией. Об этом говорит тот факт, что 75% официальных документов, которые должен был подписывать Астраханский епископ, заверены в те годы его помощником – епископом Царевским Иннокентием. Его викариатство по сути было просто заместительством правящего архиерея, но заместительством мудрым и деятельным.



Переименовать!

– В отличие от своего предшественника, владыка Иннокентий за время служения в епархии ни разу не посетил Царевский уезд, иначе об этом обязательно написали бы «Астраханские епархиальные ведомости», но ни одной такой заметки я не нашёл. Но, что интересно, в январе 1917 года, как раз накануне Рождества Христова, туда «для обозрения церквей и школ» почему-то отправился сам епископ Астраханский МИТРОФАН (Краснопольский), хотя это была прямая обязанность викария, – удивляется этому факту Андрей Клушин. – Через два года епископа Митрофана арестуют и расстреляют, а в 2001 г. он будет прославлен РПЦ в лике святых. Причиной ареста станет организация им в центре Астрахани Крестного хода в рамках прославления святителя Иосифа Убиенного, митрополита Астраханского и Терского, который был замучен и убит казаками Стеньки Разина в 1671 г. Чтобы состоялась его канонизация, Царевские епископы провели большую работу. Начал её Арсений, а продолжил Иннокентий, который возглавил «Комитет по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа Убиенного». Комитет занимался сбором свидетельств о чудесных знамениях по молитвам к святителю. Все они тщательно проверялись и заверялись подписями очевидцев, если таковые имелись. Было собрано 146 чудесных случаев. В январе 1917 г. произвели и тайное освидетельствование останков митрополита, которые оказались почти полностью нетленными. Прославление астраханского угодника должно было состояться спустя четыре месяца, но грянувшая Февральская революция отдалила это событие почти на год. Кстати, на Центральном кладбище Волгограда уже 30 лет действует храм в честь Иосифа Астраханского.



В сентябре 1917 г. епископ Иннокентий перевёлся на такую же должность в г. Вольск Саратовской епархии. Причиной его ухода стало принятое Синодом решение, согласно которому викариев обязывали находиться в опекаемом им уезде. Надо сказать, что город Царев выглядел тогда довольно жалко на фоне близлежащих богатейших крупных селений и едва оправдывал своё назначение как столицы уезда. Все понимали, что создать там викарную кафедру нереально, а повторять подвиги епископа Арсения никто не желал. Но совсем отказываться от викария никак нельзя, он необходим епархии! Что же делать? Да надо его просто переименовать в Енотаевского, и одновременно сменить название епархии. Таким образом в сентябре 1917-го Астраханская и Енотаевская епархия стала именоваться Астраханской и Царевской, а её третий по счёту викарий – епископом Енотаевским. И неважно, что в этом уезде тоже не было ни мужского монастыря, ни условий для создания викарной кафедры, ни особой острой проблематики, зато город Енотаевск находился гораздо ближе к центру епархии, чем Царев. И тем не менее новый викарий, как и оба его предшественника, обосновался в Астрахани, поближе к правящему архиерею, который так нуждался в помощнике.
Так завершилась недолгая «эра» Царевского викариатства, которая продлилась всего семь лет – с сентября 1910 года по сентябрь 1917-го.

Сообщение Царевские епископы: кто они, когда появились в Астраханской епархии и какой след оставили в её истории появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.