27 марта во всём мире будет отмечался День театра. Местные учреждения культуры готовили разные мероприятия. А мы решили вспомнить об одном из основателей Волжского драмтеатра – заслуженном артисте России Вячеславе Гришечкине.

Он же – замполит Староконь и Лаврентий Берия. Вячеслав Германович был худруком ВДТ 10 лет, а с конца прошлого года театр стал носить его имя. «Волжская правда» дала слово его ученикам, друзьям и даже смогла пообщаться с актёром Амаду Мамадаковым, сыгравшим с Вячеславом Германовичем в комедийном сериале «Солдаты».

Настоящий педагог и мартышки



руководитель Волжского драмтеатра Андрей Васильев

Андрей Васильев, директор Волжского драмтеатра:

– При драмтеатре в 2010 году Вячеслав Гришечкин организовал курс, где стали обучаться семь человек, включая меня. Сам он приезжал в Волжский периодами. Находился здесь по месяцу, и всё это время с 8 утра до 8 вечера мы «жили» здесь, в театре. К тому времени мы уже были ведущими артистами ВДТ, играли на сцене полтора года и думали, что мы – артисты, и у нас всё получается. Но с Вячеславом Гришечкиным пришлось учиться всему заново. Сначала без текста делали пародии на зверей, выполняли имитацию будничных действий, например, как принимаешь утреннюю ванну или чистишь зубы. А он ставил нам оценки. На курсе нас всех называл мартышками. Говорил: «Мартышки, что скажу вам, то и делайте. Стань сюда. Рассказывай наизусть…» Если пропустил букву, знак препинания – начинай заново. Мастер садился на задние ряды, и если тебя не было слышно, нужно было повторить, пока не услышит каждую букву. Муштрой добивались актёрского мастерства, и это было верно, такая методика держала тебя в тонусе как артиста.

У нас сложились доверительные отношения с мастером. Он был настоящим педагогом, возможно, даже больше чем артистом. И репетиции спектаклей мы всегда начинали с разминки. Однажды я пришёл в театр без настроения, репетировать не хотелось. Он спросил, что случилось, я ответил, что не знаю. И тогда он сказал нам делать эмоциональное упражнение, когда подбегаешь к стулу и с радостью говоришь: «да, да, да…», а потом со страхом: «нет, нет, нет». Так продолжалось четыре часа. И после этого сразу же захотелось что-то делать, настроение появилось, организм оживился.

Однажды во время отпуска мы задумали поехать с Артуром Хачатряном, Андреем Ткаченко в Москву на моей машине. Мастер узнал и решил ехать с нами – сдал свой билет на самолёт. А по дороге нас остановили гаишники, потому что я забыл включить фары. Мне уже практически начали выписывать протокол, и тут Вячеслав Германович вышел из машины и говорит: он просто нечаянно забыл. Инспектор заулыбался и попросил с ним сфотографироваться. В общем, нам удалось сэкономить 500 рублей.

Думаю, что если бы не Вячеслав Гришечкин, то у нас не было бы в городе драматического театра. Что-то другое было бы, но не ВДТ.

Дарил щедрые подарки



Елена Токарева, актриса ВДТ:

– Вячеслав Гришечкин – это мастер, который дал мне билет в жизнь. Как только я его вспоминаю, у меня всегда возникает чувство любви, благодарности и уважения. Когда мы учились на его курсе, то были практически одной большой семьёй. Репетиции всегда проходили весело. Помню, готовили спектакль «Нескромное обаяние буржуазии», а Вячеслав Германович нам всё объяснял с юмором. Он был просто клондайком анекдотов, и на любую просьбу у него всегда находилась шутка.



Мне он что-то усиленно объяснял, говорил, что надо вывернуть душу. Я стараюсь, но получается тык, мык… Тогда Гришечкин встаёт и говорит: «Ну дайте же ей уже плащ, пусть работает плащом, а то стоит тыкается, мыкается, но ничего с собой сделать не может. Холоднее только ж**а покойника, в конце концов!» Было немного и обидно, и смешно, и я понимала, что надо что-то сделать.

Мы проводили много времени все вместе и вне работы. Ездили на турбазы, природу, но и во время отдыха нас всегда сопровождало творчество. Особенно отмечали праздники 1 Мая и Пасху. После демонстрации у нас всегда был творческий сбор, где мы устраивали читки, и всё это рождалось само собой.

Вячеслав Германович очень любил дарить подарки. И каждому лично, и театру. Всегда интересовался, чего мы хотим, потому что зарплаты у нас были небольшими. А потом дарил это на разные праздники. Помню, мне так хотелось кофр – сумку кожаную для сценических костюмов, но он стоил тысячу миллионов золотыми монетами до неба. И мне подарили его на Новый год. Я была счастлива, он до сих пор мне служит, и я с благодарностью вспоминаю своего мастера.

Когда Вячеслава Гришечкина не стало, внутри что-то оборвалось. Словно ты потерял два крыла – Вячеслава Германовича и Анну Валерьевну, его супругу. Очень тяжело и грустно без него. Потому что, даже когда он ушёл из театра, ему можно было позвонить и попросить совета, он никогда не отказывал и всегда поддерживал.

Мог сыграть любую роль



Мурат Шыхшабеков, режиссёр

Мурат Шыхшабеков, приглашённый режиссёр ВДТ:

– Вячеслав Гришечкин умел играть всё, но был больше площадным и театральным таким актёром мейерхольдовской школы. А меня в молодые годы больше интересовал психологический театр, и во время обучения я немного несерьёзно относился к этому процессу, думая, что театр должен быть несколько другой. Но театр Вячеслава Германовича оказался на все времена. И его педагогическая школа дала мне огромный плюс. Поскольку я не только режиссёр, но и актёр, то могу сегодня работать с любым режиссёром и с любым материалом. И всё это благодаря ему.

А случай сейчас вспомнился такой. Когда мы ещё все здесь учились, он показал нам, как нужно в спектакле в одной из сцен протирать стол Кончите. Мы-то были робкие, ещё стеснялись, зажимались. А он показал этот момент, и это оказалось потрясающе, настолько филигранно, так подробно, с такой отдачей, что я не смогу даже повторить. А он, наверное, и Кончиту отлично сыграл бы.

Открывал любые двери



Илья Орлов, директор редакции газеты «Волжская правда»

Илья Орлов, директор редакции газеты «Волжская правда»:

– С Вячеславом Гришечкиным я познакомился, когда ещё руководил телекомпанией «Статус». Он часто приходил к нам на прямые эфиры, и это были интересные живые программы. А ещё содействовал нам в решении разных вопросов. Его медийная личность помогала ему открывать двери в любых коридорах города. На него все позитивно реагировали и практически никогда не отказывали. Особенно легко у него это получалось, когда просил отсрочки для пацанов-актёров в горвоенкомате. Он там так и представлялся: замполит Староконь. И в рамках закона этот вопрос быстро решался. Героя телесериала «Солдаты» часто узнавали и на улицах, просили с ним сфотографироваться, и он никогда не отказывал. Правда, признавался, что в Москве с её пробками он всё равно предпочитал машину, потому что в метро вообще невозможно было ездить из-за узнаваемости.

Кстати, свою роль Староконя он не очень любил, потому что там было мало актёрской игры. Особенно нравился персонаж Берии, и Вячеслав Германович считал эту роль ключевой в своей актёрской практике. Говорил, что он был и по комплекции, и по росту, как Лаврентий Берия. Даже ходил в тот подвал, где расстреляли Лаврентия Павловича. На деревянной стене остался след от пули, прошедшей через голову сталинского наркома, и когда Гришечкин встал рядом, то отверстие оказалось как раз на уровне лба.

На эфире в телекомпании «Статус»

Кстати, волжских ребят-артистов он очень любил и старался всегда их поддерживать. Они не зарабатывали много, и, когда он с женой Анной ехал в Волжский на машине, обязательно заезжал в гипермаркет и забивал её продуктами под завязку, потом раздавал своим студентам.

На эфире в телекомпании «Статус»

А однажды, когда я работал в волгоградском издании «Теле-неделя», мы пригласили его на встречу с читателями. Один наш сотрудник бурно реагировал на Вячеслава Германовича и стал ему рассказывать, что в Волгограде «тоже есть метро, как трамвай едет сначала по городу, а потом спускается под землю». Гришечкин стоял и неподдельно удивлялся и восторгался. А позже я спросил его, неужели он не знал про этот факт. На что он ответил: «Конечно, знал, ведь я здесь живу не первый год, но я понимаю, что люди искренне хотят меня удивить. Я – актёр, а это мой зритель, который меня любит и уважает, и я не могу его разочаровать, я удивляюсь – а они радуются».

На эфире в телекомпании «Статус» вместе с коллективомНа мастер-классе по карвингу, 2012 г.На мастер-классе по карвингу, 2012 г.2012 год

«Словно солнце всходило»



Амаду Мамадаков, актёр театра и кино. Фото со странички в ВК

Амаду Мамадаков, исполнитель роли рядового Вакутагина в телесериале «Солдаты»:

– Ещё будучи студентом, я ходил в Театр на Юго-Западе и тогда восторгался игрой Вячеслава Гришечкина, его юмором, образами, которые он создавал. Конечно, тогда я даже и подумать не мог, что окажусь с ним на одной съёмочной площадке. И, когда мы встретились в «Солдатах», это был очень радостный момент.

Когда он появлялся, складывалось ощущение, что солнце всходило. Тёплая атмосфера, все улыбались, он бесконечно шутил. Был очень компанейским и просто отличным партнером. Помогал мне, подсказывал, когда мы репетировали сцену в доме у невесты. По сюжету нам пришлось с ним гулять, он меня на себе таскал… Мы по сценарию были пьяными, но алкоголя не пили – вместо него нам дали сок, морс и воду.

Мы очень много смеялись, и эта фраза его – «интересно девки пляшут» – ушла в народ. Да и вообще у него было много фишечек. Но их невозможно было повторить. Потому что только он мог так говорить и рассказывать. Очень люблю людей с юмором.

Вне съёмок тоже общались с ним, и в жизни он всегда рассказывал анекдоты. Просто можно было животы надорвать от смеха. Вокруг него всегда все толпились. И когда он что-то начинал рассказывать, а ты стоял где-то там, то ноги сами поневоле шли к нему. С ним хотелось рядом находиться.

Жаль, конечно, что он ушел рано из жизни. Все отзывались о нём как о хорошем, классном и добром мужике. Потрясающий человек и просто гениальный артист.

Справка «ВП» 

Вячеслав Германович Гришечкин – советский и российский актёр театра и кино, режиссёр и театральный педагог, заслуженный артист Российской Федерации (1994).

Родился 8 июня 1962 года в г. Сочи.

В 1983 году окончил актёрский факультет ГИТИСа. В Театре на Юго-Западе служил с момента его основания и исполнил более 30 ролей. Также работал в Российском академическом молодёжном театре.

Первую роль в кино сыграл в 1989 году.

Наиболее известен широкой публике ролью Александра Степановича Староконя в телевизионном сериале «Солдаты».

Всего исполнил более 160 ролей.

С 1996 по 1999 год работал в качестве актёра в телевизионной программе «Колесо Истории». С 2008 по 2018 год возглавлял Волжский драматический театр. Кроме того, руководил театральной студией при Московском университете МВД России.

Умер 15 сентября 2023.

Справка написана по материалам Википедии

Фото — из личных архивов спикеров

Сообщение «Интересно девки пляшут»: волжане и другие актёры рассказали об авторе расхожей фразы и заслуженном артисте Вячеславе Гришечкине появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.