На этой неделе, 21 января исполнился 101 со дня смерти вождя мирового пролетариата. На первый взгляд, Волжский с ним связывают только две вещи — памятник Ленину в центре города и главная улица, носящая его имя. Но это только на первый взгляд. Есть еще одна тайна, о которой не знают обыватели. На одном из кладбищ Безродного чуть больше века назад похоронили Степана Горшкова, кузена Владимира Ильича. О том, как это произошло «Волжской правде» рассказал знаток местной истории, кандидат исторических наук Максим Опалев.

Письмо из Петрограда

Степан Горшков был сыном родной тети Владимира Ильича — Марии Николаевны Горшковой (в девичестве- Ульяновой). Как известно, отец и дед Ленина были родом из Астрахани. Там жила и семья Горшковых. Степан, младший сын Марии Николаевны, на момент революции был служащим в конторе астраханского соляного курорта Тинаки.

Со своим знаменитым родственником – вождем мирового пролетариата Горшков никогда не встречался, но с другими членами семьи Ульяновых отношения поддерживал, переживал вместе со всеми казнь Александра Ульянова, нередко
баловал родню посылками с астраханской рыбой.

Степан Горшков ( крайний справа) с семьей. Фото предоставлено М. Опалевым

После ноябрьских событий 1917 года, когда экономика России потерпела крах, система туризма тоже пришла в упадок, многие учреждения закрылись, в том числе и астраханская здравница. Известно, что какое-то время Степан Николаевич работал в Комитете государственных сооружений и общественных работ при Астраханском губсовнархозе, позже служил в политотделе Волжско-Каспийской военной флотилии. Не исключено, что кузен Ленина мог принимать участие и в обороне Царицына от белогвардейцев в 1919 году.

Но, будучи уже пожилым человеком, Степан Николаевич, которому в то время исполнилось 70 лет, жаловался на «боль в голове, ломоту в ногах и перебои с сердцем». Так он написал в одном из писем своей кузине Анне в Петроград и попросил оказать материальную помощь и помочь в лечении. Это было тяжёлое время: голод, разруха, тиф. Именно тогда в Астраханский губернский собес пришло письмо из Москвы от Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой. Она писала:

«Уважаемые товарищи!

Я недавно получила письмо от моего двоюродного брата, единственного племянника моего отца Ильи Николаевича Ульянова. Моему двоюродному брату уже 70 лет. Он служит в политотделе Волжско-Каспийской военной флотилии, имеет больную жену и сына, страдающего эпилепсией. Другой сын Вячеслав, батальонный командир, на фронте. Степан Николаевич пишет о чрезвычайной трудности жить теперь в Астрахани и о последнем своём горе — об объявлении ему отставки. Я пишу одновременно и в политотдел, но думаю, что престарелому родственнику моему, может быть, трудно уже служить, я полагаю, что его и его больного сына, а может быть, и жену следует обеспечить по законам Советской республики. Прошу поэтому обследовать положение С.Н.Горшкова — адрес его: Армяно-Петропавловская улица, 5-й участок, дом Петрунина № 114, дать ему полагающееся пособие, а может быть, устроить на какой-нибудь несложной работе, где он мог бы иметь какой-нибудь паёк, где-нибудь за городом, где легче достать продовольствие, и о сделанном известить меня»

(госархив Астраханской области)

Село Верхняя Ахтуба со стороны Дворца пионеров. Фото с сайта Госкаталог

Не доехал до места службы

Завгубсобесом некий Шичков дал указание провести обследование семьи Горшковых. Председатель домового комитета по Армяно-Петропавловской улице доложил, что Степан Николаевич «не имеет никакой недвижимости в городе ни в торговле, ни в денежных капиталах и существует исключительно на получаемое жалованье».

У Горшкова не было даже собственного дома, семья жила на квартире у мещанина Петрунина. До утверждения пенсии Степана Николаевича устроили на новую работу. Но до места назначения он не доехал. Вот документ начальника управления военных сообщений 11-й армии РККА:

«Настоящее удостоверение выдано Агриппине Ильиничне Горшковой в том, что муж её Степан Николаевич Горшков был назначен казначеем этапа № 25 с. Тундутово и по дороге к месту службы заболел и умер от сыпного тифа в с. Безродном» (госархив Астраханской области).

Вячеслав Горшков в юношеские годы. Фото предоставлено М. Опалевым

Степан Николаевич скончался 27 апреля 1920 года. Узнав о его кончине, жена тут же выехала в село Безродное, но мужа уже похоронили чужие люди. Все вещи Горшкова, в том числе и документы, которые доказывали родство с Владимиром Ульяновым, были уничтожены, покойный находился в тифозном бараке.

По другой версии Степан Горшков отправился в Петроград, чтобы встретиться со своим известным двоюродным братом. Но там он повидался только с сестрами: Анной Ильиничной Ульяновой-Елизаровой и Марией Ульяновой. Владимир Ильич в то время был болен.

Так или иначе, но факт остается фактом. Кузена Ленина, скончавшегося от тифа в Верхней Ахтубе, похоронили на сельском кладбище на территории современного 7 микрорайона. Достоверно известно, что вскоре супруга Агриппина Ильинична стала получать установленную законом пенсию. А когда с гражданской войны вернулся её сын Вячеслав, Горшковы переехали в Москву. Кстати, один из сыновей, подпоручик Невского полка Евгений Горшков погиб в Первую мировую войну в 1915 году у села Миклашев подо Львовом. Еще у четы Горшковых была дочь Юлия и сын Борис, который страдал эпилепсией.

Погибли, защищая Родину

А вот о Вячеславе Степановиче Горшкове известно побольше. Он родился в 1898 году, с 1918 года находился на службе в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. По приезде в Москву поступил в Высшую военную школу связи. В 1937 году красный командир вышел в резерв и трудился инженером на Московской ГЭС, затем перешёл на преподавательскую работу в «Трансэнергокадры». Семья Вячеслава Горшкова, в которой было двое детей — дочь Елизавета и сын Альберт- жили спокойной и мирной столичной жизнью. 

Свидетельство, выданное Вячеславу Горшкову. Фото предоставлено М. Опалевым

Но в июне 1941 года грянула война. Старший и младший Горшковы добровольцами отправились на фронт. Подполковник Вячеслав Горшков погиб 27 мая 1942 года при попытке 6-й советской армии разорвать немецкое окружение под Харьковом.  Зажатые на узком участке, 250 000 советских солдат, оказавшихся в «барвенковском котле», ожесточенно сражались 6 дней.

Немцы сбросили на них 7700 тонн бомб, бронетехникой, артиллерией и пулеметами атаковали с земли. Лишь один из десяти бойцов смог прорваться на восток к своим. По злой иронии судьбы под Харьковом 6-я немецкая полевая армия генерала Фридриха Паулюса разбила нашу 6-ю армию генерал-лейтенанта Авксентия Городнянского (погиб 27.05.1942 г.)

Наш фронт на юге был разрушен, и Красная Армия, по сути, отступала до Сталинграда и Кавказа. Потери красноармейцев под Харьковом составили 1:10 в пользу врага. И если бы не сопротивление окруженных, нацисты бы точно овладели кавказскими перевалами, Сталинградом и вышли к Баку, отрезав нам нефть. Подвиг советских солдат-героев, среди которых был и подполковник Горшков, невозможно оценить. Еще при жизни 14 апреля 1942 года он был награжден медалью «За боевые заслуги» за отличную организацию связи штабов всех уровней и передовой линии.

Евгений Горшков погиб в Первую мировую войну. Фото предоставлено М. Опалевым

Его девятнадцатилетний Альберт Горшков погиб в июне 1944 года на севере в боях против финских войск в Карелии. Он воевал в составе 100-й гвардейской стрелковой дивизии. Во время Второй мировой она считалась элитой Красной Армии. Дивизия участвовала в Выборгско–Петрозаводской и Венской наступательных операциях. После войны была обозначена как воздушно-десантная дивизия, дислоцировалась на Украине и была расформирована в 1955 году. Так что двоюродный внук Ленина служил в ВДВ!  

Справка ВП:

Род Ульяновых происходил из села Андросова Сергачской округи Нижегородской губернии. Прапрадед Ленина — Никита Григорьевич, прадед — Василий Никитич и дед Николай Васильевич были крепостными крестьянами помещиков Бреховых.

В 1791 г. дед Ленина был отпущен помещиком на оброк. Через два года  был издан правительственный указ, разрешавший в силу госинтересов, не возвращать крестьян с окраинных земель, засчитывая их владельцам как сданных в рекруты. Так Николай Ульянов, отрабатывавший оброк в Астраханском уезде, стал государственным крестьянином. В 1808 г. он был причислен к мещанскому сословию, жил и работал в селе Новопавловском, а затем переехал в Астрахань.

Похоронка на Евгения Горшкова. Фото предоставлено М. Опалевым.

В списках мужского населения Астрахани для рекрутского набора 1837 года указывалось: «Николай Васильев Ульянин, у него дети Василий 14 лет, Илья 2 лет, коренного российского происхождения».

Кстати:

У отца Ленина Ильи Николаевича Ульянова был старший брат Василий и две сестры — Мария и Федосья. Василий Ульянов, окончивший уездное училище, мечтал о продолжении образования. Однако после смерти отца он был вынужден содержать мать, маленького брата и сестер. Василий служил соляным объездчиком в «Астраханском соляном правлении» братьев Сапожниковых, умер в 1878 г. от туберкулеза, был холост.  

Также не имела своей семьи и Федосья Николаевна. До смерти брата Василия она проживала с ним в родовом доме, а затем жила в семье своей сестры Марии. Мария Николаевна Ульянова незадолго до смерти отца вышла замуж за астраханского мещанина Николая Захаровича Горшкова, у которого от первого брака было двое сыновей: Константин и Александр. В этом браке родилось два сына Иван и Степан. Мария Николаевна овдовела в 32 года, оставшись с четырьмя детьми на руках. Помощь ей оказывал брат Василий.

Сообщение Сгорел от тифа в Безродном: как в Заволжье похоронили двоюродного брата Ленина появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.