Некогда яркие надписи и изображения на стенах зданий воспринимались исключительно как вандализм. Однако сейчас все кардинально изменилось. На фасадах серых зданий появляются муралы – произведение настенной живописи внушительных размеров. Благодаря творчеству граффитистов здания украшают огромные рисунки в память о героях Великой Отечественной войны, специальной военной операции. Сегодня граффити — это не только подпольное движение, но и успешная индустрия с высоким профессиональным уровнем своих представителей. Те, кто раньше работали в тени, сейчас становятся востребованными художниками.

Яркий пример — Александр Садовников. Художник проживает в Астрахани, однако, с его творчеством уже успели познакомиться и жители Волгоградской области. Именно он создавал мурал на фасаде многоэтажки в Волжском — портрет основателя города-спутника Волгограда Федора Логинова. Ранее Александр также расписывал фасады Волжского драматического театра, одной из высоток за ЦУМом и на улице Карбышева. Александр признается, что в подростковом возрасте от близких в адрес своего творчества слышал только осуждение.









— Первый раз баллончик в руки я взял в 14 лет. Но сначала творчество развивалось не особо активно – были проблемы с деньгами, не на что было купить краску, но потом как-то все пошло-поехало. Первые свои рисунки я делал на заброшках вдоль железнодорожных путей. С полицией в принципе не было проблем, потому что я и тогда, и сейчас выбираю долгое и детальное рисование в спокойном месте, нежели быстрое и нелегальное. Уже сейчас рисование и окрасочные работы — мой основной заработок. Отучился на дизайнера, огромный опыт получил, когда машины красил. Но в данный момент туда не лезу – это маленький объём работы, а я предпочитаю глобальную покраску, «квадратов» на 500. Тем более, сейчас у меня уже есть необходимое промышленное оборудование для таких работ. Рисую параллельно на заказ и для себя. Объекты обычно беру от 10 квадратных метров – что-нибудь крупное, конечно, интереснее делать.







В 2014 году Александр стал сотрудничать с волжской рекламной компанией, которая и стала поставлять для художника объекты.

— Что-то легкое альпинисты делают, что сложнее – уже я. Еще на заводе «Красный октябрь» сделали роспись. Альпинисты там все подготавливали, а уже я потом рисовал. В начале лета, например, бильярдную в 1200 «квадратов» открасил за две недели. Но, конечно, самые интересные работы – это когда делаешь для себя, для души. Тут никаких рамок, поэтому и приколы какие-нибудь можно нарисовать, ну или, напротив, что-то посерьезнее.

Еще один из художников, профессиональные работы которого можно увидеть на фасадах зданий в Волжском, Юрий Юхтенко. Именно он создавал портер Юрия Гагарина в арке дома-тысячника в центре города.

Юрий также нашел свое признание в интерьерной росписи – он работает в технике золотая графика. В беседе с редакцией Юрий отметил, что работы профессиональных мастеров не только украшают город, но и воспитывают в юных вандалах уважение к творчеству других.









— В течение многих лет моя работа в арке дома-тысячника остается чистой – тэгов, рисунков сверху нее никто не оставляет. Я долгое время был уверен в том, что граффитисты при виде некоммерческой работы, профессионально сделанной, не портят ее, проявляя уважение. Однако уже спустя некоторое время мне рассказали, что в кругах юных уличных художников мои знакомые провели беседу – мол, это работа нашего товарища, портить ее не стоит.

Заслуженный художник России, почётный гражданин Волгоградской области Владислав Коваль уверен, что граффити действительно имеет место быть, если оно не портит фасада здания и сделано профессионально.

Владислав Эдуардович Коваль в своей галерее

— Если архитектура здания завершена, дополнительные элементы его разрушают и портят. Это неприемлемо. А вот разумное украшение свободной стены может гармонично дополнить городской ландшафт. В этом случае граффити работает. В противном случае, это просто хулиганство, как в подъезде. В граффити необходим профессионализм. Это направление, которое можно вывести из разряда народного хулиганства в сферу профессионального искусства, создав факультеты и студии для подготовки специалистов. Тогда граффитисты, обладая знаниями архитектуры и ландшафта, будут понимать, как их работы вписываются в городской ансамбль. Необходимо согласовывать работы с архитекторами, чтобы они учитывали места для граффити в своих проектах. Это как роспись храмов, только с внешним фокусом. Цель — создать гармоничный облик города, грамотно сочетая архитектуру и граффити. Только совместная работа архитекторов и художников приведёт к профессиональному и красивому результату, — отмечает Владислав Эдуардович.

Дизайнер интерьера и экстерьера Татьяна Якорькова из Волгограда подтверждает – работа граффитистов в настоящее время довольно востребована.

Дизайнер Татьяна Якорькова

— Граффити всё чаще используется в оформлении больших общественных пространств, таких как фуд-корты, спортивные залы, рестораны, бассейны и спа-салоны. Эти места предоставляют художникам широкое поле для творчества, а дизайнерам — возможность разработать уникальные концепции. В качестве примера можно привести мой текущий проект — городскую ярмарку в Дзержинском районе. В зоне дегустации блюд из мяса и рыбы будет использована художественная роспись. Сегодня в интерьере, да и в мире в целом, особенно ценится то, что создано своими руками, живо, «здесь и сейчас». Такие работы обладают неповторимым шармом и привлекают внимание своей искренностью и оригинальностью. Мне лично в радость, когда на моих объектах есть настоящая живая картина, которая оставит след. Это красиво, это про «создавать», — отмечает Татьяна Якорькова.

Несмотря на значительные успехи отдельных граффитистов, упомянутых в публикации, проблема несанкционированных рисунков на фасадах зданий Волгограда и области продолжает вызывать беспокойство среди горожан. Граффити, как искусство, действительно способно преобразить городскую среду, однако, далеко не все уличные рисунки согласованы и создаются с художественной целью. Примером таких рисунков можно назвать изображения на бетонных конструкциях волгоградской набережной.

фото: ИА «OBLVESTI»

Эти рисунки, хоть и привлекают внимание своей яркостью, по мнению многих жителей, выглядят неуместно и снижают привлекательность одной из центральных частей города.

В заключение хотелось бы сделать акцент на выводе героя нашей публикации Юрия Юхтенко: красивая, законченная роспись, созданная профессиональным художником, может стать своеобразным барьером, снижающим вероятность нанесения новых, несанкционированных рисунков.

The post Искусство ли? Как граффити может стать профилактикой вандализма appeared first on OBLVESTI.RU.