Под занавес уходящего года принято подводить итоги. Для такого молодого города, как Волжский, крайне важно оставаться современным, «продвинутым», и решающую роль в этом самоощущении играет архитектурный облик. Но как совместить такие разные параметры, как красота, функциональность и доступность по цене?
Об этом мы поговорили с заместителем председателя Комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации Волжского, главным архитектором города Ильёй Поступаевым.
Генплан или мастер-план?
— Илья Анатольевич, для вашей отрасли очень важен контроль за строительством новых объектов, в том числе и «эстетический». Изменилась ли правовая база в вашей работе за последнее время?
— В этом году внесены изменения в генплан города и в правила землепользования застройки. В правилах землепользования и застройки были выделены зоны особого градостроительного контроля, в которой предусмотрены особые требования к архитектурно-градостроительному облику, отделочным материалам и цветовому решению построек, объемно-пространственным характеристикам застройки. Это зоны вдоль основных магистралей города и, если застройщик будет разрабатывать проект на данных территориях, он должен направлять его в администрацию для согласования архитектурно-градостроительного облика. Раньше законодательно такой порядок не был закреплён, а теперь такие положения внесли в Градостроительный кодекс РФ, что даёт муниципалитетам возможность контролировать этот процесс.
— До этих изменений вы не могли влиять на застройщиков?
— Ранее у нас всё строилось на диалоге с застройщиками. Мы убеждали, что надо делать лучше и красивее. Теперь положение вещей изменилось в лучшую сторону, и, помимо диалога, мы подкреплены правовыми механизмами. Эта мера была необходимой, потому что все городские ключевые узлы, магистрали, их окружающая застройка и формируют облик Волжского. Если говорить о генплане города, то в него ежегодно вносятся изменения. Сейчас его функция заключается в отображении функционального зонирования территории, ограничений по использованию территории и объектов разного значения от местного до федерального. Раньше этот документ носил больше стратегический характер, но, пережив спектр изменений, утратил свой основной замысел. Сейчас законодатели пытаются ввести новые механизмы. Например, готовится проект изменений в Градостроительный кодекс, где прописывается мастер-план как комплексный стратегический и градостроительный документ.
— В чём его суть?
— Мастер-план, как его задумали законодатели, даёт возможность в кратчайшие сроки поменять функциональное зонирование территории города и откорректировать правила землепользования и застройки. Главный его смысл — в сокращении срока инвестиционного цикла строительства объекта и более оперативной реализации региональных и федеральных программ. В ближайшие дни благодаря выигранному гранту от ДОМ.РФ я поеду в Мурманскую область знакомиться с передовыми практиками разработки и реализации мастер-плана, чтобы в дальнейшем применить полученные знания для развития города.
Сейчас у нас сначала идёт процедура внесения изменений в генплан, а потом — изменения правил землепользования и застройки. И этот процесс с учётом всех процедур занимает от полутора до двух лет. А в условиях, когда надо что-то быстро реализовать, федеральный проект, например, это становится серьёзным препятствием.
В Волжском активно возводят жильё— По существующему генплану до каких границ простирается наш город?
— Его границы не меняются, они заканчиваются на 41 и 42 микрорайонах. Дальше остаются территории, которые находятся в частных руках. В данный момент застраиваются микрорайоны № 38 и 38а. Генпланом предусматривается функциональное зонирование (жилая застройка, общественно-деловые зоны, спортивные зоны, промышленность, рекреация). А правила землепользования и застройки — это уже территориальные зоны, они содержат виды разрешенного использования и градостроительные регламенты. Для каждой зоны у нас расписано, где и какой объект может находиться. Там же прописаны ограничения по высоте объектов, ограничения земельных участков, процент застройки, озеленения, минимальная обеспеченность парковочными местами в зависимости от назначения объекта.
Ненужные баннеры и одна ступенька
— Отслеживаете ли вы ситуацию с так называемым «визуальным мусором» на наших улицах?
— Конечно, и придаём этому особое значение. Зачастую у нас можно встретить засилье информационных рекламных конструкций. У некоторых наших предпринимателей почему-то ещё бытует такое мнение: если вход в их помещение украсить, как новогоднюю ёлку, то от этого в разы повысится количество посетителей.
Но в век информационных технологий многие на это внимание уже не обращают, а находят нужные сведения в интернете. И, конечно, больше доверия вызывает тот объект, который красиво оформлен, нежели торговая точка, чей вход обвешан баннерами, а такое ещё встречается, поверьте.
Хотелось бы, чтобы всё это было в единой стилистике, и необязательно, чтобы везде был одинаковый цвет. На Ленина, 97 мы выбрали одну гамму, которая хорошо сочетается с окружающим благоустройством. Но в другой части города это цветовое решение может быть и другим. В этом году, например, мы много внимания уделили зданию Налоговой инспекции, где была масса проблем. Сейчас большая часть вывесок там приведена в соответствие.
Новые микрорайоны в Волжском будут строиться по новым правилам— А как вы можете влиять на подобные случаи?
— Если мы выявляем нарушение, то пишем владельцам здания предписание. Все эти требования прописаны в правилах благоустройства, и за их несоблюдение наступает ответственность вплоть до административной. Мы хотим, чтобы город становился лучше не только визуально, но и функционально. Отличный пример в позитивном смысле – это новая застройка 37 и 38 микрорайонов, где предусмотрено остекление в едином стиле, специальные места для инженерного оборудования, остекленные входные группы, наличие коммерческих площадей на первых этажах со светопразрачным остеклением. Всё это создаёт функциональный фронт улицы и обеспечивает объектами обслуживания жителей. В 28 микрорайоне тоже формируются коммерческие площади на первых этажах. Но эти помещения оборудованы крыльцом с множеством ступенек, и подняться с коляской там уже непросто. Сейчас мы ввели требование по застройке, где прописали высоту перепада входа над уровнем тротуара не больше 15 см или одной ступеньки. В идеале мы должны входить с тротуара сразу в помещение, тем самым мы повышаем уровень доступности и безопасности объекта.
Кто отменит «пивнушку»?
— В Волжском непростая ситуация с парковками. Даже в новых ЖК горожане сетуют на их нехватку. А некоторые возмущаются клумбами во дворах, дескать, лучше вместо них были ещё места под стоянку.
— Всё в руках самих жильцов. После того как объект введён, они в праве на общем собрании принять решение, что не хотят видеть тут клумбы, например, а желают иметь парковку, и на основании этого можно всё изменить. Но у нас есть минимальный процент озеленения земельного участка — 20%, и этот баланс не должен нарушаться. Мы на парковки всегда обращаем внимание, в регламентах у нас есть пункт про обеспечение парковочными местами. Сейчас это одно машино-место на квартиру во дворе.
Но моё личное мнение: упор надо делать на развитие общественного транспорта. Потому что если дальше идти по пути автомобилизации, то у нас не будет комфортных дворов, а будет просто огромная парковка рядом с домом.
— А как обстоит дело с питейными заведениями, что располагаются в жилых домах?
— У нас много жалоб по вопросу размещения пивных, и мы активно с этим явлением боремся. Чаще всего «пивнушки» располагаются в помещениях, которые были переведены под офисы. Они нарушают виды разрешённого использования. К сожалению, с этим мы можем бороться только через суд. Сначала судебная практика складывалась не в нашу пользу, но сейчас решения начали меняться. Наконец-то стало понятно, что нормативные документы, которые издаёт муниципалитет, тоже надо исполнять. Например, в 14 микрорайоне мы долго судились с такой пивной и в итоге выиграли суд третьей инстанции. Магазины и объекты общественного питания в домах являются условно разрешённым видом. То есть применение этого вида возможно только через процедуру общественного обсуждения, в котором могут принять участие собственники МКД.
Почему расплодились суслики
— Недавно в городе состоялся второй урбанистический форум, одним из инициаторов которого вы являетесь. Каким вашим коллегам показался Волжский?
— Всем наш город очень понравился, мы провели гостям экскурсию по старой части. А что может не понравиться в городе, который был спроектирован и с такой любовью создан нашими первостроителями? Это образцовая архитектура, которая была сделана с заботой о горожанине, она сомасштабна человеку. У нас есть объекты культурного наследия, я всех гостей города с ними знакомлю. К примеру, мортуарий, вообще единственный такой в России. Он, несомненно, представляет историческую и культурную ценность, как и здание речного вокзала. Но у этих объектов частные собственники. На речном вокзале к муниципалитету относится только одно помещение. Там мы всё, что могли, сделали. Добились присвоения ему статуса объекта культурного наследия, и теперь у собственника нет права его убрать. Они хотели снести его и сделать там зерновой терминал, а ведь это один из самых ярких архитектурных объектов Волжского.
Эти фигурки полюбились волжанам— Оцените новые художественные объекты, появившиеся на наших улицах и в парках?
— Они придают импульс для развития города и привлекают сюда туристов. Например, знаменитые суслики нравятся всем и особенно детям. Помню, мы готовили документы на одну федеральную программу, но в неё не попали. В рамках той подготовки наша креативная группа «родила» идею создания таких персонажей и туристического маршрута. В итоге на наших улицах появились фигурки сусликов. Поначалу их было всего 20, а сейчас стало гораздо больше. Если они так «расплодились», значит, эта история горожанам пришлась по вкусу, они их одевают, фотографируются с ними.
Мне также очень нравится то, что сделано в парке «Ультра», где появились масса интересных объектов. Спасибо этой команде за то, что они не только развивают свою территорию, но и город, и даже область.
— А как насчёт «Космопарка»?
— Я очень трепетно отношусь к происходящему на этой территории. Когда я пришёл сюда работать, у нас там был недостроенный рынок, который представлял угрозу безопасности ученикам ближайших школ. И мы из такой депрессивной территории смогли сделать оазис – спасибо «Пауэрнету», который включился в эту работу. Сначала там сделали знаменитые кубы – это был один из первых этапов для привлечения людей. А дальше произошло то самое событийное программирование территории, для того чтобы привлечь туда волжан, выманить их из квартир на свежий воздух.
«Космопарк» вырос из депрессивной территории в точку притяжения волжан— Какой вы видите свою главную задачу на этом посту?
— Сделать жизнь горожан красивее и удобнее. Человеку в городе должно быть комфортно. Всё должно делаться для потребителей городской среды, но и волжане должны говорить своё слово. Поэтому у нас проходят проектные семинары, и любой горожанин может к нам обратиться. Я пожелаю волжанам развивать субъектность, чтобы на проблемы обращали внимание не только специалисты, но и сами жители, стараясь решать их не только жалобами, а именно своими созидательными действиями.
Сообщение Волжский, сомасштабный человеку: главный архитектор города – о том, как соблюсти баланс между красотой и функциональностью появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.
Источник: Волжская правда
Комментарии