Что за компания занимается в городе шерингом самокатов? Есть ли у неё офис в Волжском? Где и как заряжают шустрых «электроконей», и кто этим занимается? Как и кем контролируются возрастные ограничения и наличие спиртного в крови ездоков? Каков скоростной режим, и есть ли гонщики, привлечённые к ответственности? На каких условиях арендуется земля под парковки самокатов? Ответ на многие вопросы вы найдёте в расследовании нашего журналиста.
Логистическая группа МТС Юрент за Центральным рынком
Контроль минимальный, удобство максимальное
Электросамокаты резво и уверенно ворвались в Волгоградскую область в пандемийном 2020-м. В условиях транспортных ограничений это был действительно идеальный выход для пассажиров, оставшихся без колёс: небольшой взнос за старт (50 рублей), повремённая бесконтактная оплата через мобильное приложение (6,5 руб. — 1 минута), парковки на каждом шагу, перемещение – везде и всюду. Контроль минимальный, удобство максимальное.
Необорудованная парковка
Однако пандемия миновала, поток пешеходов увеличился на несколько порядков, и стайки резвых гонщиков в народе прозвали фиолетовой чумой. Бесшумные и быстрые самокаты стали самой настоящей угрозой для тротуарных завсегдатаев.
По двое несовершеннолетних ездоков на СИМах
«Волжская правда» промониторила самокатный поток и пришла к выводу, что главными клиентами кикшеринга (прокат самокатов) являются подростки. Причем не самые законопослушные. Ведь в мобильном приложении, с помощью которого можно арендовать электросамокат, прямым текстом говорится о том, что это может сделать только человек не моложе 18 лет. Получается, что ездоками это правило попросту игнорируется, поскольку гоняет детвора на райдах начиная лет с 10, причем — по двое, а то и по трое. На зебрах не спешиваются, да и до оборудованных парковок не доезжают, бросая казённую технику где придётся и как придётся.
Брошенный на тротуаре вдоль пр. Ленина самокат
Взрослые пользователи тоже встречаются. Эта аудитория делится на две части: тех, кому действительно куда-то нужно, и тех, кому – «просто покататься». И если первые более-менее дисциплинированны, то вторые позволяют себе поставить рядышком ребенка и даже дать ему порулить.
Самокатчики не спешились на пешеходном переходе
Но самый апогей покатушек начинается вечером, когда сгущается темнота. Люди возвращаются с работы, а у них из-за спины абсолютно бесшумно вылетают сумеречные гонщики, заставляя прохожих вздрагивать от неожиданности. А те, что двигаются навстречу, обдают людей резким слепящим глаза светом фары, после которого еще несколько секунд ничего не видишь и рискуешь споткнуться. В том числе — и о брошенный кем-то посреди тротуара электросамокат…
Разбросанные самокаты вдоль проспекта
В редакцию «Волжской правды» раз за разом поступают сообщения и обращения от читателей с просьбой обезопасить пешее пространство от самокатчиков, которые сбивают людей; разобраться, на каких условиях в городе обосновался оператор кикшеринга и что полезного он делает для волжан. То есть ради чего, собственно, пешеходы должны терпеть все эти неудобства.
Оставленный на тротуаре самокат
«Волжская правда» решила найти ответы на все вопросы, связанные с кикшерингом. И первым делом поспешила выяснить, что за оператор занимается арендой самокатов и в каких отношениях он состоит с муниципалитетом.
Прибыль есть, договоров нет
Наименование конторы было выяснить нетрудно, поскольку на самокатах указана торговая марка, принадлежащая сервису аренды самокатов «ЮрентБайк.ру» с уставным капиталом 22506,95 ₽, зарегистрированному в Москве в 2018 году учредителем из Краснодарского края Ольгой Стефанюк. И контрольный пакет акций которого недавно приобрела компания МТС. Сейчас сервис называется «МТС Юрент».
Скриншот с официального сайта МТС Юрент
ФАКТ: За 2023 год прибыль компании «ЮрентБайк.ру» составила 442302000 ₽, а выручка за 2023 год — 3272888000 ₽.
На официальном сайте компании значится, что её услугами уже воспользовались 12 млн человек из 175 городов России, а её парк насчитывает свыше 160 тысяч самокатов. Однако никаких контактов на портале «МТС Юрент» не указано. Равно как и адреса возможного офиса компании в нашем городе.
МТС Юрент, финансовый отчёт. Скриншот с официального сайта МТС Юрент.
В поисках хоть какого-то следа мы выяснили, что Комитет земельных ресурсов, архитектуры и градостроительства никакие договорные отношения по аренде земли с оператором кикшеринга не связывают. С Управлением экономики и Комитетом потребительского рынка самокатный сервис тоже никаких договоров на оказание услуг или размещение нестационарных торговых объектов не заключал.
Необорудованная парковка электросамокатов у площади Комсомольской
Более того, как оказалась, «МТС Юрент» не связывает официоз ни с парками, ни с ФОКами, ни с МАУ «СГТ». Ни с кем. Руководители всех перечисленных структур дали нам своё подтверждение. Некоторые из них, правда, рассказали о попытках компании два-три года назад вступить в платные договорные отношения с муниципальными учреждениями. Но те ответили отказом. Сказался негативный настрой горожан.
Стихийная парковка на проспекте
В официальном запросе, направленном «Волжской правдой» на имя главы города Игоря Воронина, нам также подтвердили, что муниципалитетом не издано нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок организации и размещения парковок для краткосрочной аренды электосамокатов в городе, поскольку в соответствии с Земельным кодексом (п. 3 ст. 39.36) это относится к полномочиям субъекта РФ.
Самокат, брошенный на остановке
Нам удалось выяснить, что парковки для кикшеринга со специальными конструкциями не относятся к нестационарным торговым объектам, а потому не требуют специального разрешения городских властей. Впрочем, как и необорудованные. Те даже пунктами проката не являются и также не требуют никаких разрешений. Такое заключение дал Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗиСП). Этот пробел в законодательстве, собственно, и даёт возможность сервисам аренды самокатов заходить в любой город безо всякого официоза и спокойнёхонько зарабатывать. По аналогии с сервисом краткосрочной аренды машин-каршерингом.
Стихийная парковка самокатов у тысячеквартирного дома
Однако в стране уже есть преценденты в Новосибирске, Омске, Ставрополе и Казани, где муниципалитеты приравняли самокатные парковки к нестационарным торговым объектам, обязав тем самым операторов кикшеринга получать соответствующие разрешения и заключать договоры на их размещение.
Одна из стихийных парковок самокатов близ остановок общественного транспорта
По информации «Волжской правды», в настоящее время в этом направлении ведется активная работа и есть все основания полагать, что в ближайшем будущем ситуация с самокатами может краеугольным образом измениться.
Логистические группы, скауты и чарджеры
Каким же образом организована работа шеринга самокатов? Для этого нам пришлось понаблюдать за тем, куда отвозят поломанные самокаты водители и куда чарджеры (зарядчики) отвозят разрядившиеся аккумуляторы.
Скриншот с официального сайта МТС Юрент
Вот что удалось выяснить. Офис «МТС Юрент» находится в столице. Какого-либо представительства в Волжском у компании нет. Да оно и не требуется. В городах, куда заходит кикшеринг, нужны лишь логистические группы, в которых трудятся скауты, возвращающие разбросанные самокаты на места парковок; водители, доставляющие самокаты до нужных точек; чарджеры, меняющие разряженные батареи на заряженные; и, собственно, руководители таких логистических групп. Оформляются и работают в них люди либо на полной удалёнке, либо на частичной. В семи городах страны «МТС Юрент» имеет сервисные центры, еще в нескольких – IT-сервисы для управления парком.
Скриншот с официального сайта МТС Юрент
В нашем городе сервисного и IT-центра нет. Есть только логистическая группа, с руководителем которой, Александром, нам удалось пообщаться. Выяснив расположение самокатного склада (за Центральным рынком в 7 микрорайоне), корреспондент «Волжской правды» застал логистов за обновлением парка. Прибывшие более современные модели, как нам пояснили, конструктивно лучше старых, проще в обслуживании и снабжены внешней съёмной батареей. Ими полностью заменят прежние, которые отправятся в сервисные центры, а оттуда – в другие города. Всего по Волжскому гоняют 300 самокатов. А в гаражных боксах за Центральным рынком их заряжают и ремонтируют.
На вопрос об оформлении отношений с муниципалитетом наш собеседник сообщил, что договоры компания в Волжском ни с кем не заключала, поскольку законодательство этого не требует. Только на частных территориях.
Скриншот с официального сайта МТС Юрент
Что же касается ограничений, то Александр заявил следующее: «Возраст пользователя проконтролировать сложно, эта ответственность возложена на родителей: они дают ребенку карту, которой он пользуется, значит, понимают последствия. Ведь когда подросток скачивает приложение, он отвечает на вопросы, в том числе и о возрасте: ставит галочку, что ему уже исполнилось 18 лет. Мы ведь оговариваем все ограничения! И по количеству ездоков в том числе. У нас работает служба безопасности, которая выезжает на места происшествия, если нарушитель на нашем самокате попал в поле зрения городских видеокамер или был остановлен сотрудником ГАИ».
Логистический центр МТС Юрент за Центральным рынком. Момент замены старых 300 самокатов на новые. Слева — зарядные шкафы для аккумуляторов. На заднем плане арендуемые гаражные боксы.
Как оказалось, в Волжском самокатчики уже привлекались к ответственности, причем как взрослые, так и малолетние, за которых несли бремя ответственности их родители.
«Мы не прячемся, — подытожил руководитель логистической группы. — Что касается спиртного, то с этим мы бороться пока не научились. Мы лишь предупреждаем в своём приложении, что самокатами нельзя управлять в состоянии алкогольного опьянения. Вся остальная ответственность ложится уже на плечи сотрудников ГАИ по всем канонам ПДД. А штрафы по закону за это немалые…».
Замена старого парка новым. Логистический центр МТС Юрент.
На наш вопрос о социальном векторе Александр сообщил, что ни в каких полезных или благотворительных проектах компания в Волжском не задействована, разве что как-то спонсировала велопробег ко Дню России, да регулярно участвует в совместной с ГАИ бесплатной школе вождения, на уроках которой периодически учит будущих райдеров культуре и правилам езды, предоставляет самокаты и шлемы.
Скриншот с официального сайта МТС Юрент
Относительно скоростного режима и его соблюдения руководитель группы логистики пояснил, что ограничения до 25 м/с, а в некоторых местах и до 15 м/с, введены в программу управления самокатом, и сам гонщик их изменить не может.
Напомним, что с марта минувшего года превышение скорости грозит райдерам штрафом от 500 до 5 тыс. рублей, пьяная езда — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, а перевозка людей — от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.
Скриншот с официального сайта МТС Юрент
Таким образом, из всего добытого нами вороха информации вывод напрашивается только один: если от фиолетовой чумы нельзя избавиться, то её нужно упорядочить. А сделать это можно лишь законодательно, обязав оператора кикшеринга оказывать свои услуги на условиях договора с муниципалитетом. Причем удобных и безопасных для жителей. И заняться этим нужно как можно скорее.
Перед стартом…
Сообщение Фиолетовая чума или нюансы кикшеринга: «Волжская правда» изучила местный самокатопрокат появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.
Источник: Волжская правда
Комментарии