С 8 сентября по Волжскому широким шагом замаршировала агитбригада Молодёжного авангардного театра. Выступления проходят во дворах, на общественных пространствах, в учреждениях и на предприятиях. Они уже состоялись на площади Танича, в Космопарке, у КМЦ «Юность Волжского», в сквере на ул. Молодёжной, у МЭИ.

И это только начало. Наш корреспондент поговорил с художественным руководителем МАТа Ольгой Галушкиной о том, зачем всё это нужно.



«Это настоящий биоценоз»

График агитационных выступлений действительно довольно плотный. Артисты заявляют о своей позиции везде и во всеуслышанье, искренне веря в то, что им удастся сделать этот мир лучше.



Худрук и главный режиссёр МАТа Ольга Галушкина

— Агитбригада «Даёшь перемен!» — это совместная инициатива Молодёжного авангардного театра и главы города Игоря Воронина, – рассказала нам идейный вдохновитель проекта Ольга Галушкина. – Мы захотели найти какой-то новый формат общения с публикой. Это как в Чеховской «Чайке», помните, у Треплева: «Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно…» Агитбригада – жанр в своём роде уникальный. С одной стороны, он очень плакатный, лозунговый, скучный, лобовой… Но, с другой стороны, это прямое общение со зрителями. Вскрывание каких-то проблем, пластов… И он до сих пор работает. Цепляет, задевает, одёргивает… Можно пойти более интеллектуальным путём, общаясь со зрителем через поэзию великих, а можно – более призывно и провокационно. Так или иначе, это самый настоящий биоценоз артистов театра и публики, в ходе которого мы видим и понимаем сразу, что действительно задевает за живое, а что остаётся холодным, незаметным и малоинтересным.

Удивительно, но этот старый, как мир, способ действительно работает. Он привлекает внимание, удивляет, заставляет обернуться, прислушаться и задуматься.



— Одна из наших агитбригад прошла у «Юности», где один из зрителей находился в «приподнятом настроении», — рассказывает главный режиссёр МАТа. — Так вот на него наше выступление произвело явно неизгладимое впечатление. Он орал, выкрикивал ненормативную лексику, возмущался, слишком близко подходя к импровизированной сцене. И было хорошо видно, что в него попали абсолютно все наши лозунги. Тут я поняла, насколько мощная и уникальная сила у этого копья сатиры. Она позволяет заглянуть вовнутрь себя и найти те самые тёмные стороны. Но ты сможешь их увидеть только тогда, когда ты хочешь это сделать.



«Больные, хилые и дурные мы никому не нужны»

Что же это за явление такое: «агитбригады»? Из кого их комплектовали и какую при этом ставили цель? Как утверждают разномастные исторические источники, агитационные команды появились в нашей стране после Октябрьской революции, а начиная с конца 1920-х годов получили массовое распространение. Их задачей была пропаганда советского образа жизни и коммунистической идеологии, обличение недостатков производства и обучения, религии и пороков общества.



Передвижные самодеятельные или профессиональные коллективы выступали со злободневным материалом на заводах и стройках Первой пятилетки, в учреждениях образования и культуры.



— Главная задача наших агитбригад и встреч со зрителями перекликается с агитбригадами советских времен, — объясняет свой выбор Ольга Галушкина. – Это то, что заложено в самом названии: давайте меняться, давайте идти в ногу со временем. Давайте помогать друг другу быть стильными и смелыми. Больные, хилые и дурные мы никому не нужны. Даёшь перемен внутри себя! И самый главный призыв, скрытый глубоко внутри: спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи. Меняйся, и мир вокруг изменится. Мы так и говорим в эпилоге: «Если после нашего выступления, покопавшись в себе, вы сможете нарыть кучку мусора, с которой вам предстоит поработать, значит, мы выступали не зря…»



От Утесова до Райкина

Одной из самых знаменитых агитбригад Советского Союза был театральный коллектив «Синяя блуза», просуществовавший около 13 лет, с начала 1920-го до 1933 года. Артисты касались и бытовых, и общественно-политических, и даже международных проблем. Название команда получила благодаря своему образу: свободная синяя блуза и чёрные брюки или юбка. Среди его участников были Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Аркадий Райкин, Любовь Орлова, Александр Вертинский и другие звёзды тех лет.



— Мы очень хотим возродить это мощное направление, — продолжает наша собеседница. – Хотим, чтобы наша агитбригада во всеуслышанье отразила позицию сильной, стильной и креативной молодёжи Волжского – это наш подарок родному любимому городу в честь его юбилейного года! Года, в котором все мы подводим какие-то свои итоги и строим планы на будущее.



Наверное, именно поэтому выступление молодых артистов было пропитано духом Владимира Маяковского и строфами одного из самых значительных в его творчестве проектов «Окна сатиры РОСТА». Мощью и силой его плакатного слова, желанием излечить общество от пороков и сделать его чище и добрее. И, может быть, именно потому их посыл во спасение нельзя не услышать и не прочувствовать.



— Молодежный авангардный театр будет продолжать радовать нашу почтенную публику на протяжении сентября и октября во дворах, на общественных пространствах, на территории поселков… Мы постараемся охватить даже самые дальние точки города, включая территории посёлков. Чтобы волжане хорошенько прочувствовали наш особый жанр, которому глава города дал, на мой взгляд, меткий и концептуальный заголовок «Театральный монументализм». График выступлений сейчас верстается. Он будет очень плотным: кое-где даже по два выступления в день. Но мы абсолютно уверены, что несём свет и делаем это не зря.



Молодежный авангардный театр

Сообщение «Синяя блуза» по-волжски: почему в городе решили возрождать традиции советских агитбригад появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.