В апреле этого года завершилась историко-культурная экспертиза речного вокзала, длившаяся чуть менее трёх месяцев, и давшая утвердительное заключение об исторической, архитектурной и градостроительной ценности этого объекта. Теперь речной вокзал будет внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия и, возможно, будет восстановлен.

Дебаркадер, рёбра жёсткости и световой колодец

К объектам культурного наследия речной вокзал был причислен в 2021 году приказом комитета госохраны объектов культурного наследия региона. Его разрушающееся здание (ул. Портовая, 20) находится в северной части нашего города, на левом берегу Волги, на стрелке между заливом Осадный и судоходными шлюзами №30 – 31, входящими в состав Волгоградского гидроузла.



Балка Осадная. Выкопировка с Яндекскарт, размещенная в акте экспертизы Н. Оболенской

Для определения обоснованности включения речвокзала в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, управлением муниципального имущества мэрии была заказана госэкспертиза. Исследование и аналитику проводила специалист производственного отдела «Проектно-экспертного центра «Вектор», эксперт государственной историко-культурной экспертизы, госэксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Наталья Оболенская.

Акт экспертизы находится в открытом доступе в документах Облкультнаследия

Стоит отметить, что до строительства речного вокзала на этом месте в навигацию ставили дебаркадер, но, с ростом пассажиропотока, возникла необходимость капитального строения, и 15 октября 1958 года был заложен фундамент будущего речного вокзала, а 31 декабря 1965 года он был введён в эксплуатацию.

Речной вокзал.Архивное фото 1967 г., с сайта https://russiainphoto.ru/photos/42299/, опубликованное в акте экспертизы

Здание, отстроенное в стиле функционализма 50-х, вмещало в себя 250 пассажиров, а в самом порту было обустроено два причала – пассажирский и грузовой. Он был одним из самых крупных в Нижнем Поволжье.

Вестибюль речного вокзала простирается на высоту 1-го и  2-го этажей. Его бетонные конструкции собираются на потолке в пучок. Они — рёбра жёсткости и элементы декора. В центре зала расположен огороженный невысокими металлическими перилами световой колодец, через который освещается цокольный этаж. Две лестничные клетки по бокам от главного входа позволяют спуститься на цокольный этаж, подняться на балкон 2-го этажа или взойти на 3-й. С балкона открывается вид на реку и причалы. На фасадах устроены панорамные окна в два света. А в 1963 году на здание появился авторский рельеф Геннадия Черноскутова и Николая Барохи «Волга».



Рельеф «Волга» на здании речного вокзала, выполненный Геннадием Черноскутовым и Николаем Барохой. Фото госэксперта Натальи Оболенской, размещенное в акте экспертизы

Ресторан, последний круиз и городское убежище

Первая половина 60-х была временем рассвета речного пассажирского флота. По Волге наряду с дореволюционными пароходами перемещались новые суда, отстроенные на верфях ГДР, Чехословакии и Венгрии. В расписании каждой этой линии есть заходы в Волжский. Одновременно с этим появляются и скоростные пригородные суда на так называемых «воздушных подушках»: «Ракета», «Метеор» и «Заря.

 Удобное расположение порта на Волге даёт выход в Каспий, связь с Северным Кавказом, Азербайджаном, Ираном, Туркмению. Вокзал становится остановочным пунктом длинного и популярного пути Москва – Астрахань.



Архивное фото В.С. Тарасевича, 1967 г., с сайта https://dzen.ru/a/ZRbJQMCtXxPFU9eL, размещенное в акте экспертизы

Популярность речного порта среди населения поспособствовала и открытию в нем ресторана первой категории «Прибой», о чем «Волжская правда» оповестила своих читателей 24 марта 1966 года. Газетчики назвали заведение элитным, с оригинальной современной отделкой и отличным технологическим оборудованием.



Публикация в Волжской правде об открытии ресторана Прибой. Фото из акта экспертизы Натальи Оболенской

Помимо зала на 80 мест, летом в нём работали две открытые веранды по 100 мест. Это было самое романтичное место в городе с видом на закат и живой музыкой. Попасть в «Прибой» можно было с 11:00 до 23:30. На сегодняшний день в зале ресторана сохранилось несколько мозаик на стене, в зале ожидания – рисунок на стене в виде парусов и катера на волнах.



Рисунки, сохранившиеся на стенах ресторана «Прибой».Фото из заключения экспертизы Н. Оболенской.

Однако, после распада СССР Волжский речной порт стал нерентабельным, и уже в 91-м году из расписания популярной линии Москва – Астрахань исчезла стоянка в Волжском. В 1996-м, после навигации прекратилась работа скоростных пассажирских судов, и речной вокзал окончательно пришёл в упадок. Последним круизным лайнером, причалившим у него стал двухпалубный теплоход «Григорий Пирогов». Произошло это в 2015 году.

Сейчас территория порта и сам речной вокзал находятся в частной собственности АО «Волгоградский речной порт».



Главный зал речного вокзала. Фото из заключения экспертизы Н. Оболенской

Но, при этом, согласно выписке из Единого госреестра недвижимости от 13.11.2023 г. № КУВИ-001/2023-255871703, убежищем, расположенным в цокольном этаже, площадью 337,3 кв. метров, на праве собственности принадлежит городу. Именно поэтому, заказчиком экспертизы выступило УМИ мэрии Волжского.

Итогом 160-страничного акта экспертизы стал вывод о том, что выявленный объект культурного наследия «Речной вокзал» является архитектурной и градостроительной доминантой на территории порта, а его здание, несомненно, обладает исторической, архитектурной и градостроительной ценностями.



Световой колодец речного вокзала. Фото госэксперта Натальи Оболенской из акта экспертизы

То есть подлежит охране государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.



Здание речного вокзала за колючей проволокой

Сообщение Поможет ли статус «памятника» восстановить облик речного вокзала на левобережье Волги появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.