Волжский «Арлекин» завершил реализацию проекта «Легенда о реке Ахтубе», который получил грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Благодаря этому зрители увидели постановку, в основу которой вошли легенды тюркских и монгольских народов с их обычаями, божествами и жизненным укладом.
А ещё узнали новую версию происхождения названия реки Ахтубы, на берегу которой вырос наш город. О том, что думают о спектакле зрители, мы уже рассказывали, а сегодня ответить на вопрос о том, чем запомнилась эта работа, попросили её создателей.
«Постановку увидели 2100 зрителей»
Руководитель и режиссер театра Борис Касьянов
Борис Касьянов, режиссёр и руководитель:
— Мы начали работать над спектаклем «Легенда о реке Ахтубе» летом 2023-го, и уже в конце сентября состоялась премьера. Это этническая история – с шаманами, обрядами, тотемами. Она про любовь, благодаря которой создаётся что-то новое и судьбоносно влияет на людей. Это история о вечных ценностях, которая должна натолкнуть зрителя на размышления, каким он будет папой или мамой, готов ли он на подвиг ради собственного ребёнка. Это наша версия возникновения названия реки Ахтубы. Это культурный код. Мы хотели обратить внимание на значение реки, поэтому говорили об этом с нашими зрителями — школьниками.
За это время постановку увидели 2100 волжан и гостей нашего города, что значительно больше, чем мы изначально планировали. А ещё состоялся выездной показ – мы представили нашу работу в волжском филиале МЭИ, прямо на улице – в его дворике, что было очень гармоничным, потому что наш спектакль органично вжился в природное пространство.
«Сцены создавались вживую»
Вероника Касьянова, сценарист
Вероника Касьянова, сценарист:
— На первом этапе написания сценария получилось так, что, когда мы стали репетировать по наброскам, стало ясно, что нет единства с режиссёрским анализом и актёрским существованием. Пришлось переписывать, в основу лёг этюдный метод работы. Сцены создавались вживую, где-то была импровизационная работа актёров и режиссёра. Мне надо было всё это «схватить», придать структуру и связать с тенгрианством. Наши программки с упоминанием имён героев и истоков, которые вместе со стилизованными магнитиками мы вручали зрителям, давали возможность глубже прочувствовать эту историю. Наша задача – посеять зерно, которое затем сподвигнет зрителя самостоятельно искать новую информацию и изучать. Я люблю этот спектакль за то, что в нём мы работаем не с нашим измерением, это не сказочный мир, это миф, который, возможно, затем будет передаваться из поколения в поколение.
«Это была ювелирная работа»
Екатерина Альбицкая, актриса
Екатерина Альбицкая, актриса:
— Для меня этот спектакль стал особенным, потому что здесь, на большой сцене, я впервые играла главную роль, и мы работали с крючковыми куклами (они цепляются друг с другом за ручки и ножки и таким образом существуют), с чем я в своей практике ещё не сталкивалась. Можно сказать, это была ювелирная работа, надо было сделать так, чтобы, соединяя их, наши руки оставались неприметными. И это был вызов. Что-то новое всегда позволяет актёру развиваться и расти. Кстати, работая над образом, я изменила причёску – заплетала афро-косички и носила их с сентября по октябрь.
«Спектакль стал близок из-за музыки стихии»
Вячеслав Сулимов, актёр
Вячеслав Сулимов, актёр:
— Мне этот спектакль запомнился и стал близок из-за музыки стихии. Здесь не было прямой речи, а каждое слово, каждый жест и мизансцена рождались из воздуха – той среды, в которой жили эти герои – вода, степь, песок. Их звуки отображались в героях, потому что они жили в гармонии с природой.
Сложность заключалась в том, чтобы вспомнить и отыскать у себя внутри эту гармонию стихий. Почувствовать её и через эту музыкальность передать образы.
Да, это история, это любовь – это главное. Но не менее важна и та музыкальность, гармония с природой, которую мы сейчас потеряли. И донести эту любовь к земле, где мы сейчас живём, это большое дело.
«Маски наполнены этникой»
Николай Симкин, художник
Николай Симкин, художник:
— Создание кукол – это творческий процесс, он очень интересный и несложный. Когда ты понимаешь, что нужно в них вложить, то создавать их легко. Это как ремесленный труд, который мне нравится.
Кстати, это первые мои куклы, вырезанные из дерева. Они соответствуют задаче спектакля и гармонируют с костюмами актёров и их масками. Для этого спектакля пришлось делать не такие маски, к которым мы все привыкли. Здесь маски наполнены этникой. Одна из них с движущимися элементами, что оживляет её. Над ними мы работали вместе со Светланой Черкисенко.
Маски похожи на шаманские, хотя предполагалось, что у нас будут некие ангелы, но в процессе работы мы отказались от этой идеи.
«Было страшно и волнительно»
Артём Морозов, светооператор и звукорежиссёр
Артём Морозов, светооператор и звукорежиссёр:
— Для меня этот спектакль – знаковая работа. Это была первая премьера, в которой я участвовал. Она создавалась без меня, и поэтому, когда я пришёл, мне сказали: «Делай так!» Было страшно и волнительно. Со звуком всё оказалось понятным, а вот со светом…
Мне понравилась работа со светом, его там немного, всего четыре прожектора, которые светят в свою точку. Это создавало иллюзию, что ты сидишь в пещере и тебе рассказывают какую-то историю. Понравилось, как мы добавили свет на втором плане, и получилось, что на первом – реальный мир, а за ним – потусторонний.
Я назвал бы этот спектакль компактным и атмосферным. Он олицетворяет театр кукол, потому что, по-моему, сама кукла тоже связана с шаманизмом.
«Надо смотреть несколько раз»
Елена Мирошникова, актриса
Елена Мирошникова, актриса:
— Я люблю смотреть на спектакли как зритель. Если честно, то когда первый раз увидела, мало, что поняла.
Его надо смотреть несколько раз, и с каждым разом ты в него влюбляешься всё больше и больше. Это как хорошая книга или отличный фильм, с которыми хочется соприкасаться вновь. Красивая и замечательная история.
«Смотрим его с удовольствием»
Ольга Коржова, актриса
Ольга Коржова, актриса:
— Я согласна, что этот спектакль является визитной карточкой театра. Это уже третья постановка о реке Ахтубе, и эти необычные куклы позволяют рассказать нам этническую историю.
Всё красиво, и в то же время настораживает. А сцена с теневым спектаклем, когда идут верблюды и плывут рыбы это вообще оригинально и красиво. И фраза «Ах, Туба!», сказанная с восхищением, тоже замечательна.
Хороший спектакль. Мы его смотрим с удовольствием, хотя сидим за кулисами и знаем каждое слово и каждое движение.
К слову, благодаря этому спектаклю в театре «Арлекин» появился новый мастер-класс по росписи деревянных кукол «Куклы-панки». Его участники могут воплотить этническую историю или дать волю собственной фантазии. В этом сезоне показов «Легенды» больше не планируется, но в следующем – она обязательно будет в афишах.
Кроме того, сейчас ведутся переговоры о том, чтобы представить постановку на площадках Волгограда. А сегодня, 2 марта, в 18:00 театр кукол «Арлекин» удивит зрителей своей новой революционной премьерой, сделанной в стиле стимпанк, «Транссиб». 12+
Сообщение От «Легенды» до «Кукол-панков»: Волжские кукольники из «Арлекина» рассказали всё о спектакле о реке Ахтубе появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.
Источник: Волжская правда
Комментарии