Обычай украшать деревья (необязательно ели) возник более двух тысяч лет назад. Люди в те времена верили, что в ветвях деревьев обитают различные духи, — как добрые, так и злые, — поэтому, чтобы поладить с ними, на ветках развешивались обильные дары. Чаще всего это были яблоки, сливы, груши.
Спустя века на еловых лапах, кроме традиционных яблок появились орехи, сладости, шары. О новогодних традициях «Волжской правде» рассказала старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея Екатерина Лоскутова.
Мода украшать ели на Рождество пришла в Россию из Германии. В начале XIX века на Дрезденской рождественской ярмарке продавалось очень много ёлок, которые охотно раскупались. В нашей стране обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввёл Петр Первый. Он же и повелел, чтобы ель стала главным новогодним деревом. Правда, это нововведение простой люд воспринял далеко не сразу. Ель издавна у славян отождествлялась с печалью, и скорбью, — «деревом мёртвых», а не с весельем.
По-настоящему обычай наряжать ёлку и делать это к Рождеству, 25 декабря, пришёл в Россию при Николае Первом. Его супруга Мария Фёдоровна, урождённая прусская принцесса, немка по происхождению, перенесла в Россию обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами и раскладывать под деревом или прямо на ветвях подарки.
Мода наряжать ёлку пришла из Германии— C 1918 по 1935 год Новый год в нашей стране не считался официальным праздником, — рассказывает Екатерина Лоскутова. — В семьях, где по традиции отмечали Новый год и Рождество, старались это не афишировать. Причиной стал запрет властей на празднование Рождества, а заодно, и Нового года, которые считались религиозными праздниками. Тем более, что в царской России это были одни из самых любимых праздников. А для советской власти всё, что связано с царским режимом, должно было быть ликвидировано.
Купить ёлку стало невозможно, а привезти из лесу – опасно. Новый год превратился в простой рабочий день недели. Спать ложились как обычно, так как утром надо было идти на работу. Но люди всё равно старались отметить любимый праздник.
Игрушка на прищепке «Девочка» была популярна в 70-80 годах 20 векаСейчас трудно себе это представить, но призыв отказаться от празднования Нового года был связан с тем, что таким образом взрослые якобы воспитывали в детях религиозный дурман и «хищников народного хозяйства». В одной из пропагандистских статей, запрещавших этот праздник, так и говорилось, что лес – опора хозяйства СССР и ель должна применяться в строительной, топливной, мебельной, бумажной промышленности, а не использоваться для старых религиозных пережитков.
Кроме того, Новый год, по мнению его противников, мог повлиять на неокрепшую детскую психику и вызвать у ребёнка жадность, зависть к детям, получившим лучшие подарки. Взрослым рекомендовалось заменить «побрякушки и другие ёлочные украшения коньками, лыжами, хорошей книжкой». Говорилось, что «варварский» обычай устраивать ёлки, был занесён в нашу страну немецкой буржуазией.
— Но однажды, 28 декабря 1935 года, в главной советской газете «Правда» была опубликована статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!», которую написал один из известных государственных деятелей Павел Петрович Постышев, — комментирует Екатерина Лоскутова. — В ней автор задался вопросом: почему школы, детские дома, ясли, дворцы пионеров лишают советских детей удовольствия праздновать Новый год? Дети рабочих были лишены этого и в царское время, им приходилось только, стоя у окон, завидовать веселящимся у наряженных ёлок отпрыскам богатеев. И теперь, в советское время, ребят снова оставили без этого прекрасного развлечения какие-то «левые» загибщики», усмотрев в новогоднем празднике буржуазную затею. По мнению Постышева, повсюду должна быть детская ёлка. Советские дети достойны весёлой встречи Нового года.
Таким образом, в декабре 1935 года празднование Нового года было официально разрешено. C этого времени стали производиться и появляться на прилавках и в домах горожан елочные игрушки: сначала очень простые — из ваты, ткани, картона, бумаги, затем все более яркие и нарядные, напоминающие дореволюционные.
Без Деда Мороза не обходилась ни одна новогодняя ёлка
Статья подготовлена по материалам научных исследований старшего научного сотрудника Волжского историко-краеведческого музея Екатерины Лоскутовой.
Сообщение О новогодних традициях России рассказали волжские историки появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.
Источник: Волжская правда
Комментарии