В конце ноября в Волжском выступила питерская группа «Аццкие ускорители» под предводительством Евгения Титова — бас-гитариста знаменитых коллективов ленинградского рок-клуба «Автоматические удовлетворители» («АУ») и «Народное ополчение».



В Волжском коллектив сыграл почти случайно. Музыканты приехали в областной центр выступить на выставке «Рок по алфавиту» в музее Машкова, но за день до планового концерта им поступило предложение из нашего города, и они не отказали.

Спустя 30 лет

Рекламы у события почти не было, тем не менее публика, выросшая на советском андеграунде 80-х прошлого века, заполнила зал одного из волжских баров.

«Аццкие ускорители» представили программу, состоявшую из новых песен Титова и боевиков знаменитого «АУ», в котором он играл когда-то на бас-гитаре и делал музыку вместе с лидером «Удовлетворителей» Андреем «Свином» Пановым — культовой фигурой отечественной андеграунд-сцены.

Выступление питерцев «разогрели» волжане «Bardsong»

В 80-х песни «АУ» расходились на кассетах, как горячие пирожки, и были не менее популярны у знатоков панк-рока, чем альбомы «Гражданской обороны».

Любопытный факт — в 1995 году Андрей Панов дал единственный концерт в Волжском при полном аншлаге, а через некоторое время музыкант умер, и только под занавес 2023 года его песни снова прозвучали в нашем городе.

«Аццкие ускорители» дали жару

На концерте, в котором были сыграны нигилистические хиты советского панка, происходило то, что и должно было произойти. Народ самозабвенно танцевал пого, во всю глотку распевая слова песен, знакомые со времён перестройки. Получив заслуженную порцию оваций, лидер «Аццких ускорителей» согласился поделиться воспоминаниями о золотом времени знаменитого ленинградского рок-клуба.

Евгений Титов — лидер коллектива «Аццкие ускорители»

«Если бы не Панов, никакого «Кино» не было бы»

– Группа «АУ», в которой вы играли, считается пионером панк-движения в СССР. Так ли это на самом деле?

– Первым панком был Диоген, который жил в бочке, я очень уважаю этого человека. Он популяризировал эту эстетику и философию. А «Автоматические удовлетворители» были одними из первых в СССР. Я продолжаю эту линию, но в своём ключе. Кроме «Ускорителей» у меня есть ещё проекты. Например, в одном из них я пою свои песни под бас-гитару, романсы под бас. Эти вещи можно услышать только на концертах, поскольку записать я их пока так и не удосужился.

— Как вы оказались на передовой панк-рока?

– В СССР первые панки появились в Питере и в Эстонии. Эти ребята начали дурачиться ещё в конце 70-х, кстати, в их числе был и Виктор Цой, а я пришёл в этот движ чуть позже. Витю с Андреем Пановым свели знакомые. «Свину» тогда было 18, а Цою 16. Виктор тогда только учился играть на гитаре, песен у него не было, и постепенно Цой стал первым басистом «АУ». И я думаю, если бы Витя не вдохновился, глядя на своего старшего товарища Панова, который уже тогда написал крутые песни, никакого «Кино» и не было бы. Я помню, как его буквально заставляли писать: «Ну ты что, Витя, сидишь и молчишь? Напиши что-нибудь». И вот он написал какие-то две дурацкие песни про Васю и диско. Зато третьей была «Мои друзья идут по жизни маршем». Кстати, она рассказывала как раз про обстановку в квартире «Свина», где мы репетировали. Сам Цой жил в патриархальной корейской семье, и дома у него таких тусовок быть не могло, а у Андрея было весело.

— Цой и «Свин» были разными людьми?

– Они очень дружили, поначалу Витя проводил дома у Андрея чуть ли не каждый день. Цой к тому времени бросил ПТУ, где учился на краснодеревщика, а «Свин» оставил учёбу в театральном. Такие два бездельника. Потом на дне рождения Андрея Тропилло (знаменитый советский звукорежиссер и продюсер. – Прим. ред.) с ними познакомился Гребенщиков (признан в РФ иностранным агентом) и предложил им дружбу. Андрей его проигнорировал, а Цой стал к нему ездить и постепенно стал завсегдатаем квартиры БГ. Это пошло ему явно на пользу, ведь потом он стал рок-звездой.

Волжские поклонники музыкального андеграунда были в восторге

«Если в зале один человек – для меня достаточно»

– А как вы относитесь к новой волне российского панк-рока, группам типа «План Ломоносова», «Йорш»?

– Они играют более коммерческую версию панка, подстраиваясь под лекала шоубиза. Это же прибыльное дело — страна большая, летом фестивалей много, нормальные бюджеты, хорошие деньги. Всё это абсолютно нормально, кроме одного. Когда тебе платят деньги, ты берёшь на себя определённые обязательства. Вот я могу выйти и спеть всё, что мне в голову взбредёт, потому что я никому ничего не должен. Кстати, со «Свином» продюсеры примерно по этой же причине не очень-то хотели связываться. Как-то он даже сорвал два концерта в Киеве, некоммерческий был артист.

– Насколько, по-вашему, востребованна такая музыка сейчас?

–Трудно сказать, потому что я решаю только свои личные проблемы. Для меня важно показать людям те эмоции и мысли, которые во мне бродят, я их воплощаю в слова и звуки. Если в зале будет даже один человек, кому это интересно, для меня этого достаточно. А про маркетинг я не думаю.

— Что сейчас в вашем плейлисте?

– В начале пути я слушал «Public Image Limited», и только позднее узнал про «Sex Pistols». И мне больше нравится сольная деятельность Джона Лайдона, чем его первая группа. Мелодичный пост-панк мне ближе, чем кондовый панк типа команды «Пурген». На концерте, может, это и весело, но просто так слушать это невозможно. Кстати, «АУ» относят к панк -року, но композиций именно в таком стиле у нас было не так уж и много. В основном это были такие песенки «шаляй-валяй». Из современных ребят мне очень нравятся питерцы «Арсений Креститель» и «Sonis death», очень рекомендую к прослушиванию.

Концерт «Ускорителей» -это всегда буря эмоций

– У вас нет проблем с авторскими правами, ведь вы исполняете не только свой материал, но и песни Панова?

– Нет. Все права принадлежат маме Андрея, мы с ней большие друзья. Недавно был у неё на дне рождения, ей исполнилось 89 лет, и она может ещё спокойно водочки выпить, всего пару лет назад она бросила курить. Она умнейшая женщина из породы Фаины Раневской, тренировала олимпийских чемпионов по фигурному катанию, была хореографом у Ирины Родниной и Уланова. Так что насчёт авторских прав всё нормально.

– Поделитесь самым ярким воспоминанием о том времени, когда рок-музыка была самым актуальным из искусств в нашей стране.

– Нас долго боялись принимать в рок-клуб, но, когда началась перестройка, нас туда всё же взяли. «Прогнали» по разным концертам, а на пятом фестивале в ЛДМе нам вдруг вырубили звук. Оказалось, что на концерте были какие-то комсомольские лидеры из Москвы, и им что-то в нас не понравилось. Объявили, что по техническим причинам продолжения не будет, но зал был полон, никто не ушёл, и начались беспорядки. Через некоторое время под напором аудитории электричество всё же врубили, и мы доиграли свой сет. Цой на следующий день сказал, что это был очень крутой концерт.

Евгений Титов в восторге от приёма волжских любителей музыки

– Пожелайте что-нибудь нашим читателям.

– Опираясь на собственный опыт, советую не бояться выделяться и не быть таким, как все. Важно не быть толпой! Всем хорошей музыки и удачи!

Фото Юрий Самодуров

Сообщение Выступивший в Волжском легендарный питерский рок-музыкант рассказал о молодости со Свином и Цоем появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.