В пресс-центре редакции газеты «Волжская правда» прошла встреча, посвящённая личности одного из главных подвижников в истории Отечества. Речь об Александре Невском. Для обсуждения его персона была выбрана неслучайно. В нынешнем году в нашей стране отмечается 800-летие со дня рождения благоверного князя.



Масштабные мероприятия в честь этой даты прошли во многих городах, в том числе и Волгограде, где начал функционировать воссозданный соборный храм в честь этого святого. Поговорить о Невском к нам пришли кандидат исторических наук Максим Опалев (ВПИ (филиал) ВолгГТУ), младший научный сотрудник Волжского музейно-выставочного комплекса Артём Пайвин и настоятель храма Александра Невского в нашем городе иерей Даниил Бураков.



Максим Опалев, кандидат исторических наук

Максим Опалев, кандидат исторических наук:

– Александр Невский – это умелый полководец, ловкий дипломат, человек, который мастерски сколачивал коалиции. Он мог договариваться не только с князьями, враждовавшими друг с другом, но и с Золотой Ордой, которая установила зависимость раздробленных и покорённых ханом Батыем русских земель. Александр Ярославович искусно вёл дипломатические переговоры и с побеждёнными рыцарями Ливонского Ордена, и с норвежским королём Хаконом о разделе сфер влияния в Карелии, Лапландии. Система договоров при Александре Невском развивалась и давала на тот момент больше, чем меч. Поэтому князь сохранял свою власть не столько силой оружия, сколько договорами и коалицией.

По современным меркам Александр Невский прожил недолго, всего 42 года. А в бой он вступил в юношеском возрасте.

В 1240 году шведский отряд, пользуясь ослаблением русских княжеств нашествием Батыя, решил построить крепость на реке Неве и перекрыть выход в Балтийское море для торговых судов ладожан, новгородцев, псковичей. Это означало, по сути, не только военную, но и экономическую блокаду Новгородской боярской республики. Александр Ярославович не смог полностью собрать войско и обрушился на шведский отряд немногочисленными силами, но одержал победу. Он поймал тот момент, когда враг ещё не успел окопаться и построить крепость. Некоторые считают, что после этой битвы князь получил прозвище Невский, но, возможно, и позже, медиевисты не могут дать точного ответа на данный вопрос.

Это было первое сражение, которое прославило Александра Невского, а вторым стала битва с войсками Датского королевства, известная всем как Ледовое побоище на Чудском озере. И она была более значимой, потому что масштаб сражения зафиксирован в германских летописях, рифмованной хронике Ливонии, последующих её списках. Там говорится о том, что погибли 20 братьев-рыцарей, то есть офицеров, у которых были отряды в несколько десятков, а то и сотен штыков.

В последнее время некоторые обвиняют Александра Ярославовича в том, что он совершил акт национального предательства, не пытаясь сколотить антиордынскую коалицию. По мнению критиков, он мог бы силой оружия упрочить границы на юге и на востоке раздробленной Руси, но не пытался воевать с покорившими страну монголо-татарами. Нет, он не испытывал к завоевателям положительных чувств, потому что его отца убили в Орде. Александр Ярославович, как и другие князья, его современники, ездил в ставку хана, чтобы получать ярлыки и улаживать разные вопросы. Он видел явное численное преимущество войск Орды над войсками западноевропейских феодалов и поэтому отверг их предложение организовать бой с воинами Батыя.



Артём Пайвин, младший научный сотрудник Волжского музейно-выставочного комплекса

Артём Пайвин, младший научный сотрудник Волжского музейно-выставочного комплекса:

– Для меня Александр Невский – представитель своего времени, и вряд ли он мог быть другим. Он храбрый, талантливый и одновременно жестокий человек. Возможно, миф о нём сделал для нашей страны гораздо больше, чем сам этот политик. Есть несколько мифов о князе – это житие святых, фильм Эйзенштейна и историография. Где-то они основаны на реальных исторических событиях, а где-то приукрашены… Поэтому хотел бы привести слова одного священника, который сказал, что «к сожалению правдоподобной информации об Александре Невском у нас очень мало, поэтому мы будем говорить так, как нам подсказывает наше сердце».

Я поспорил бы с Максимом Николаевичем вот в каком плане. О ледовом побоище мы знаем по большей части из фильма Эйзенштейна. То, что битва была, – это факт. Но то, что рыцари проваливались под талый лёд, и то, что людей, задействованных в схватке, было столько много, как в киноленте, это очень спорно.

Конечно, для новгородских земель это было значимое сражение, но если рассматривать крупные битвы того времени, включая нашествие Орды, то с ними оно не шло ни в какое сравнение. В Ледовом побоище участвовали около полутора тысяч человек, причём с обеих сторон, а по поводу численности людей в отряде рыцарей, то там их могло быть до 10 воинов. По большому счёту это была война за интересы новгородских купцов, которые собирали дань с финоугорских племён и в этом плане соперничали со шведами. А Невский выступил здесь в качестве приглашённого военного специалиста, который оказал услугу новгородским купцам.

Кстати, купцы впоследствии от него избавились, сказав «до свидания, дорогой друг». На тот момент его не считали повелителем земли новгородской, так же, как новгородцы не считали себя Русью. В берестяных грамотах и других документах того периода мы увидим, что новгородцы пишут: «поехал в Русь» – под Русью тогда подразумевался Киев, Чернигов, в общем, более южные княжества, а себя новгородцы называли словенами.

Возникает и вопрос, насколько сам князь понимал, что именно он делает. Неизвестно, осознавал ли он, как эта его победа скажется на дальнейшей истории «русского мира». Пусть новгородцы не считали себя Русью, но в большинстве своём они или по крайней мере их элита были людьми православными. Для того времени понимание, кто русский, а кто нет, зачастую шло в параллели с религией – православные принимались в «русский мир». И все же многие люди, говорившие на славянских языках, представляющие локальные сообщества, себя не считали Русью.



Иерей Даниил Бураков, настоятель храма Александра Невского

Иерей Даниил Бураков, настоятель храма Александра Невского:

– Для меня как для священника Александр Невский в первую очередь христианин, который в сложных обстоятельствах совершал выбор в пользу заповеди Христа. И одним из самых важных факторов лично для меня стал его последний акт выбора принятия монашеского пострига, пусть и на смертном одре. Какими мотивами руководствовался благоверный князь, знает только Господь, но, с моей точки зрения, это показатель того, что в вере он всегда был твёрд.

Народное почитание Александра Невского началось с момента его погребения. Не претендую на историческую точность и буду говорить с точки зрения духовности – о чуде. Предание гласит, что при отпевании усопший князь поднял руку и принял разрешительную грамоту из рук священнослужителя, совершавшего напутствие в жизнь вечную. Это впечатлило присутствующих – их было очень много, потому что при жизни Александра Невского уважали, о чём свидетельствуют употребляющиеся в то время в его отношении эпитеты.

Далее к месту его захоронения стали приходить паломники, и были свидетельства о чудесах исцеления. Для церкви важны те факты, когда наука бессильна. Например, на тот момент врачеватели не могли сделать сухую руку живой, а при обращении человека к мощам Александра Невского – по молитвам священнослужителей и самих прихожан – это случалось.

Почему это важно? Потому что мы всегда берём во внимание пример Иисуса Христа. Спаситель не отказывал приходящим к нему людям. Когда они просили телесного здоровья, то он им его давал. Если подобное происходит при теле усопшего, то мы начинаем позиционировать останки как мощи. И по мере накопления таких чудесных фактов для церкви поднимается вопрос о более уставном почитании: составляются акафисты – песенные молитвы в первую очередь, а потом богослужения, затем тот или иной человек, в данном случае Александр Невский, вносится в лик святых. Определяется день его памяти, как правило, это день его телесной смерти, в который совершаются богослужения, посвящённые этому человеку в лике святых.

Вместо послесловия

В завершение встречи участники дискуссии говорили о важности изучения истории нашей страны для каждого её жителя. О том, что на все значимые личности надо смотреть с разными сторон с учётом условий того времени, в котором они жили. О том, что необходимо знакомиться с разными мнениями учёных и сопоставлять факты.

Воссозданный по образу и подобию

В нынешнем году в Волгограде завершилось строительство кафедрального собора Александра Невского. Он является копией 58-метрового храма, который был взорван в 1932 году. Воссоздавалась святыня в том числе и по сохранившимся старым фотографиям. Собор строили пять лет. Его возводили на добровольные пожертвования, сумма которых составила 1,4 млрд рублей. Стройка была на особом контроле у губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова.

Храм имеет шесть куполов, главный из которых высотой 10 метров и диаметром в 20 метров весит 46 тонн. Звонницу украшают 18 колоколов. Официальное открытие кафедрального собора состоялось 19 сентября, в этот день освятить его приехал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Фото иконы взято из группы ВКонтакте храма Александра Невского г.Волжского

Материал подготовлен в рамках грантового проекта «Говорит народ».

Сообщение Почему в регионе открывают храмы в честь Александра Невского и культивируется его героический образ появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.