Первое, что привлекает внимание посетителей лицея, — стена здания, изрисованная, исписанная цветными мелками и маркерами. «Прощай, школа!» «Здесь были мы!» Приветы, пожелания, забавные рисунки… Непорядок!
– Да нет, это своеобразная традиция, которой мы не изменяем уже несколько лет, — говорит директор лицея Василий Жилин. – В праздник «Последнего звонка» выпускники могут оставить на стене память о себе – яркую и немного грустную. Мелом…
«Постоянно заниматься самообразованием»
— Василий Дмитриевич, а ваши выпускники уже определились с выбором будущей профессии? Помог ли им в этом «Атлас новых профессий»?
— Насколько я понимаю, главное в «Атласе» – не перечень новых профессий. А то, что фиксированный перечень профессий – это уже устаревший перечень. Жизнь никогда не стояла на месте, но сегодня в одном поколении несколько раз будут менять принципы ее организации и молодежи придется постоянно приобретать новые компетенции, чтобы быть востребованным. Придётся не только постоянно учиться, но учиться быстро настолько, на сколько это возможно. Кстати, быстрое обучение, это тоже одна из ключевых компетенций современного человека. На это мы и нацеливаем лицеистов.
— Получается?
— Нам взрослым приходится бежать одновременно с ними. Не так давно лицей получил от лаборатории интеллектуальных технологий «ЛИНТЕХ», официального резидента инновационного центра «СКОЛКОВО» предложение принять участие в разработке учебно-методических и дидактических материалов по следующим профнаправлениям: токарные работы на станках с ЧПУ, инженерный дизайн, мобильная робототехника, аэрокосмическая инженерия – более 40 дисциплин! И заметьте: ни одной из них нет в школьных программах, даже в учебниках им не посвящено ни страницы.
— И что же делать?
— Ввести 40 новых предметов в программу нереально. Потому следует развивать внеурочную деятельность учащихся. Об этом говорит и Министерство просвещения. Волжский лицей, в частности, попал в программу по созданию учебных мест по допобразованию, реализуемую областным Комитетом образования. В ближайшее время мы получим 11 учебных кабинетов, на базе которых будет разворачиваться внеурочная деятельность. В августе, например, мы получим оснащение для агроэкологического кабинета, для физико-химических исследований, кабинет социокультурной адаптации и развития социальной активности, оборудование для проектирования и конструирования мобильных роботов. То есть ребята после уроков смогут посещать практические занятия, которые им интересны.
— А они им действительно интересны?
— Современная молодёжь интересуется буквально всем на свете. В лицее полторы тысячи учеников, которые не хотят вариться в замкнутом пространстве школьных кабинетов. Ребята активно занимаются проектной деятельностью. Восемь проектов мы представили на региональный конкурс по программе детского инициативного бюджетирования. Среди них – «Летние классы» для занятий на свежем воздухе в тёплое время года, «3D — Бутерброд» (школьное кафе), где можно проводить различные мероприятия, «Школьная обсерватория», «Зимний сад на крыше», «Клуб техногиков «UAViators». Причём ребята разрабатывают алгоритмы, по которым намерены воплощать проекты в жизнь.
Инвестиции, мультики и война 1812 года
— Педагоги помогают в разработке проектов?
— У нас большой педагогический коллектив. Есть молодёжь, которая говорит с ребятами на их языке, прекрасно разбирается в компьютерных технологиях. Есть педагоги с большим стажем, профессионалы, носители педагогической культуры, без которых не может быть преемственности в образовании. Ребята к ним относятся с уважением и обожанием. Что касается проектов… Школа даёт некую образовательную базу, но конструкторское, инженерное, креативное мышление развиваются не только благодаря учебным предметам. Образовательное учреждение вынуждено догонять учеников, быть в курсе всех инноваций, которыми они владеют. Иначе мы будем школьникам неинтересны. А они в своих увлечениях используют не только знания, полученные на уроках, но и всё образовательное пространство города с его вузовскими лабораториями, «Кванториумом» и огромным количеством грант-конкурсов и олимпиад, которыми школы сегодня наполнила образовательная отрасль. Я называю это «туннельным эффектом в образовании»: когда подросток вдруг начинает вполне профессионально работать на 3D-принтере, писать программы для добота, хотя на уроках его этому не учили. Или использовать школьный английский язык для перевода текста инструкций к квадрокоптерам, составленных на китайском английском языке, чтобы разобраться с моделью беспилотника…
— Сколько лет вы руководите лицеем? Что успели сделать за это время?
— Я был назначен директором в 2017 году. Главные достижения за это время?.. Наверное, то, что самые младшие стали при встрече говорить: «Здравствуйте, директор!», а старшие ребята здороваться со мною за руку… Стало возникать ощущение какой-то огромной семьи. Очень важен вот какой факт: все наши педагоги, у которых есть дети школьного возраста, перевели их в лицей. Это показатель нашей работы?.. То, что это очень важная метка успеха нашей общей педагогической работы – да.
С лицеем сегодня подписаны договоры о сотрудничестве и взаимодействии со всеми вузами города. А в декабре 2020 нам был присвоен статус экспериментальной площадкой лаборатории интеллектуальных технологий «ЛИНТЕХ» при Российской академии образования, а также статус регионального ресурсного инженерного центра сквозных компетенций STEAMS/SCHOOLSKILLS. В марте 2021 года лицей стал экспериментальной площадкой Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации.
Да. Ещё факт: недавно в лицее завершились «проектные дни», во время которых не только я, но и педагоги, и гости лицея, и школьники увидели невероятно яркие и интересные презентации наших старшеклассников. Мы решили, что в новом учебном году будет создано пять площадок, на которых старшеклассники будут вести занятия по собственным программам.
– Чему же они будут учить?
– Есть у нас Артём Астахов, который увлекается экономикой, даже брошюру написал – «Инвестиции на пальцах». Взрослые были поражены его эрудицией, способностью общаться с аудиторией и говорить просто о сложных вещах. Есть Маша Паршина, которая изучает материалы, связанные с войной 1812 года, пишет рассказы о героях отечественной войны. Невероятно сложные, текстом в стиле литераторов XIX века. Тимур Лукьянов, который пишет программы для доботов. И таких ребят в лицее немало. Вот вам и «туннельный эффект в образовании»: сами ищут необходимые материалы, изучают их и применяют в конкретной деятельности!
«Двоечников в лицее нет»
— Наверное, это потому, что в лицее учатся только одарённые дети?
— У нас в лицее просто дети, просто мальчишки и девчонки, иногда стобалльники, иногда медалисты. Кстати, сегодня объявлены результаты по русском языку – у нас два 100-балльника! Ерошин Данила и Трофимченко Владислав!
— А двоечники есть?
— Мы говорим «слабомотивированные обучающиеся». Вех их мы держим на контроле и серьёзно с ними работаем, стараясь создать ситуацию успеха.
— Получается?
— Результат в педагогике виден далеко не сразу. Конечно, иногда мы что-то упускаем. Поняв это, собираем команду, в которую входят, кроме педагогов, школьный психолог и родители, мы пишем программы педагогического сопровождения и начинаем их реализовать.
— «Что-то упустили» — это, случайно, не агрессивное поведение ученика на уроке, грубость по отношению к учителю? Или у вас такого не бывает? Откуда вообще у детей такая жестокость по отношению к окружающим?
— Детский мир – отражение взрослого. Ребенка нельзя обмануть. Подросток видит отношение собственных родителей к людям и копирует его — уважение или, напротив, пренебрежение. Увы, случается и у нас так, что лицеист грубит учителю. И не всегда родители знают, как исправить ситуацию. Надо быть на одной стороне. Здесь не должно быть противостояния родителей и школы. Иногда можно услышать: «Вы школа, вот и воспитывайте». Конечно, только на собственном примере, только если между близкими царят любовь и взаимопонимание, можно воспитать человека. Понимаю, семья – это самый сложный проект. Семья, это не то, что однажды возникло записью в паспорте, а то, что неутомимо создается каждый день снова и снова любящими сердцами.
— Лицей предлагает «трудным» подросткам альтернативу: внеурочные занятия, участие в проектной деятельности?
— Школьный паровоз с нашим учителем те6хнологии Кравцовым В.Н. делали мальчишки, которых мы сняли с крыши лицея, в рамках программы по «трудотерапии». Шутка. Но паровоз классный получился. Теперь в нем грядка с петуньями, украшение школьного двора.
Вообще, мы конечно хотим школьную жизнь сделать для всех интересной и увлекательной. Впереди много еще нереализованных планов. Нас уже ждут с презентациями в школах Михайловки и Быковского района, где мы обещали провести мастерские с их учениками. Сегодня создаем программу дополнительного образования, которая будет реализовываться в течение учебного года на базе одного из образовательно-оздоровительных центров Сочинского района. Мы будем делать увлекательные образовательные туры!
— Мы говорим о детских проектах. А есть ли проекты у директора лицея? — Не только у директора. Педагог дополнительного образования лицея Вернер Александр создал ЦСП по баскетболу. Педагоги допобразования по большому теннису обкатали школьный корт и планируют проведение на баз лицея всероссийских соревнований по большому теннису уже этим летом. Учителя английского языка сделали проект и летом зарегистрируют НКО «Центр изучения иностранных языков». Кроме того, мы планируем стать региональной инновационной площадкой педагогического университета и уже замахнулись на «Точку роста» и даже подобрали для нее помещение! Все это обсуждают учителя на открытых координационных советах лицея с участием старшеклассников, представителей вузов города. И, конечно, одним из самых внимательных оппонентов сопричастных к реализации всех проектов лицея остается Резников Александр Николаевич, начальник управления образования г.Волжского
Сообщение Директор волжского лицея рассказал о «туннельном эффекте» и креативных проектах появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.
Источник: Волжская правда
Комментарии