На прошлой неделе в нашем пресс-руме обсудили одну из самых насущных городских бед – загрязнение воздуха в Волжском. В дискуссии на тему «Влияние транспорта на состояние городской окружающей среды» приняли участие Олег Горелов, директор МБУ «Служба охраны окружающей среды», Вера Лазарева, председатель РОО «Школа социальной активности» и Анна Тимофеева, инженер комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации Волжского.
Участники отметили, что, согласно исследованиям, автомобильный транспорт является одним из главных источников негативного воздействия на окружающую среду. Его вклад в загрязнение воздуха составляет 60–90%.
Олег Горелов: «Выбросы автомобилей, в первую очередь, влияют на наше с вами здоровье»
Олег Горелов
– В настоящее время в Волжском зарегистрировано порядка 160 тысяч транспортных средств, с каждым годом их количество растет. Огромную обеспокоенность вызывают незаконные стоянки частного транспорта во дворах. Помимо нарушения правил благоустройства территории, паркующиеся во дворах машины загрязняют атмосферный воздух жилой зоны при прогреве двигателей. Кроме того, большой вред городской среде наносят большегрузы, повреждая дорожное покрытие и выбрасывая в воздух целый комплекс вредных веществ.
Некоторые водители откровенно не уважают своих же соседей. Ставят машины под окнами, которые невозможно открыть, когда прогревается это самое авто. Не зря же, по саннормам, парковочный карман должен быть расположен на определенном расстоянии от многоквартирного дома. Более того, в документе четко прописано и количество транспорта, которое может размещаться на этих площадках. Зайдя сегодня в любой двор, мы видим, что это не соблюдается. И если с незаконными парковками еще можно бороться, выписывая штрафы, то с загрязнениями, увы, нет.
В выхлопах автомобилей содержится порядка 300 загрязняющих веществ, в том числе обладающих канцерогенным воздействием (оксид углерода, углекислый газ, оксиды азота, формальдегид, свинец и другие). Вступая в реакцию между собой, эти элементы образуют новые ядовитые соединения. Машины, работающие на дизельном топливе, выдают, по сравнению с бензиновыми двигателями, еще больше ядов. Но и те, и другие пагубно воздействуют на экологию. Особенно часто загрязнение воздуха фиксируется экологическими постами на месте образования «пробок» автомобильного транспорта.
Ярким примером является перекресток улиц Александрова и «промышленной» Пушкина, где установлен один из стационарных постов МБУ СООС. Утром и вечером, когда горожане добираются на работу в промзону, чаще всего и фиксируется превышение выбросов. Кстати, данный пост отмечает загрязнения при южном ветре – это потоки воздуха, которые идут как раз из города, а не наоборот, как думают обыватели.
Таким образом, именно наши автомобили, с одной стороны, делают нашу жизнь комфортнее и удобнее, а с другой – наносят нам же непоправимый ущерб, ведь выбросы, в первую очередь, влияют на наше с вами здоровье.
Анна Тимофеева: «Городской транспорт должен стать экологичнее»
Анна Тимофеева
– Кроме машин, на улицах города постоянно курсирует и общественный транспорт. Сегодня в Волжской автоколонне насчитывается 165 автобусов. Но, понимая проблему загрязнения атмосферы, руководство предприятия постоянно работает над модернизацией подвижного состава. Так, уже 74 машины работают на газомоторном топливе.
В ближайшее время руководство автоколонны планирует заменить и остальные автобусы, использующие дизельное топливо. Нельзя забывать и то, что все машины проходят регулярный техосмотр, в том числе и замер выброса оксида углерода (СО). А вот проверить, как проходят этот же контроль маршрутки, увы, практически невозможно.
Несмотря на то, что сотрудники Волжского МУГАДН (Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. – Прим. ред.) уделяют особое внимание техническому состоянию маршруток, то и дело на улицах города появляются машины, которые из-за неисправности двигателей наносят вред окружающей среде, портят облик города своим порой неопрятным, непрезентабельным внешним видом.
В настоящее время перевозку пассажиров на коммерческих маршрутах осуществляют 279 транспортных средств. Но уже этим летом ситуация должна измениться кардинально. Существующие сегодня «карты» действительны до июля 2021 года. К этому времени в Волжском планируется провести открытый конкурс среди перевозчиков- владельцев маршруток. Одним из основных критериев станет обновление транспортного парка, соответствие машин технико-экологическим требованиям.
Проще говоря – со старой машиной на маршрут выйти просто не получится. Благодаря таким конкурсам во многих городах давно забыли, что можно передвигаться на ржавой «Газели». Вместо этих машин на улицы вышли красивые, комфортные микроавтобусы, еще и с большей вместительностью. Думаю, что и сам Волжский и горожане только выиграют от подобных преобразований.
С 15 июля, после проведения открытого конкурса, в Волжском начнет работать новая транспортная схема. В планах – отменить некоторые маршруты, которые дублируются автобусными, и пустить маршрутные такси в те места, где не проходят большие машины. В идеале, маршрутки должны выполнять функции подвозки пассажиров к большим транспортным узлам. Подобная схема применяется практически во всех европейских странах.
Первой ласточкой перемен стала реализация автоколонной «бесплатной пересадки», которая работает в Волжском с 25 января. Если до места назначения пассажир не может доехать одним видом транспорта, то ему предоставляется право в течение часа совершить пересадку на другой маршрут автобуса или трамвая по билету, купленному единожды. Стоит сказать, что многие горожане высоко оценили нововведение. Особенно это удобно для жителей отдаленных поселков – Краснооктябрьского и Паромного. Теперь добираться на работу не только проще, но и дешевле.
Вера Лазарева: «Мы готовы писать письма в Госдуму и выходить на пикеты, если это необходимо»
Вера Лазарева
– Общественность Волжского поддерживает все важные городские проекты, в том числе и направленные на улучшение экологии. «Серебряные» волонтеры неоднократно проводили «проверки на дорогах», докладывая о результатах в профильные структуры. Последний раз наши бабушки промониторили весь подвижной состав маршруток. Переписывались номера машин, координаты владельцев и перечислялись нарушения, которые можно увидеть даже не специалисту.
Нам звонили предприниматели, ругались, говоря, что мы лишаем их заработка. Но, с другой стороны, получается, что, выводя неисправную «Газель» на улицу, бизнесмен не уважает тех, кого везёт! А мы не хотим бояться не доехать куда-то из-за того, что сломается машина. В лучшем случае, просто опоздаем, в худшем – при ДТП не сможем выйти, потому что заклинит эвакуационные двери.
Внешний вид – это вообще отдельная тема. В наш красивый город все больше приезжает гостей, и что мы им показываем? На чём предлагаем добираться до наших красивых скверов? На «Газели» с ржавой дыркой в боку?
А парковки внутри кварталов – это и вовсе больная тема. Наши красивые зеленые дворы то и дело пытаются превратить в безжизненную пустыню. Нет такого места, где не стояла бы машина на зеленой зоне! Доходит уже до того, что наглецы заезжают даже на детские площадки! Разве это правильно?
Мы как неравнодушные жители своего любимого города пройти мимо такого безобразия не можем. Фотографируем авто нарушителей, их номера и передаем в администрацию. Даже совершаем импровизированные рейды – каждый в своем районе.
Еще одна беда – большегрузы, которые разгружаются во дворах. Огромные фуры без зазрения совести разбивают внутриквартальные проезды, разрушают бордюры и пешеходные дорожки. И, конечно, они очень опасны, ведь вокруг дети, которые катаются на велосипедах, роликах, да просто выбегают из подъездов.
Также считаю, что и на законодательном уровне должны быть расширены полномочия у муниципалитета – для осуществления по-настоящему жесткого контроля над перевозчиками. Нашими активистами уже подготовлены и направлены в Государственную Думу обращения по оказанию поддержки в работе муниципальных экологов. Мы требуем наделить их контролирующими полномочиями. Кстати, это тема уже не только транспорта и загазованности, но и открытости волжских предприятий. Они должны предоставлять беспрепятственный вход на территорию сотрудникам службы охраны окружающей среды. Если это потребуется, мы даже готовы организовать пикеты, чтобы нас услышали.
Участники круглого стола продолжат подобные встречи с приглашением представителей других заинтересованных структур. Одним из действенных способов борьбы с автомобилистами-нарушителями собравшиеся назвали общественный контроль со стороны жителей. Волжанам предлагают сообщать о большегрузах и ГАЗелях, стоящих во дворах, размещая фотографии и информацию о них на сайте «Открытый Волжский» в разделе «Волжский дозор».
Сообщение Моя машина меня травит: в редакции «Волжской правды» обсудили проблему «экологии прямого действия» появились сначала на Новости Волжского - Волжская правда.
Источник: Волжская правда
Комментарии