Железнодорожный вокзал Волгоград-1

Вокзалы Волгограда и Волжского

Железнодорожный вокзал Волгоград-1

История

До Великой Отечественной войны

Железнодорожный вокзал Волгоград-1


Перрон на станции «Царицын»

Первой железной дорогой в Царицыне стала Волго-Донская железная дорога, построенная в 1862 году. В это же время был построен первый деревянный вокзал.

В 1868—1870 годах начала работать Грязе-Царицынская железная дорога. В связи с этим в 1871 году на месте современного железнодорожного вокзала «Волгоград-I» был построено первое кирпичное здание вокзала.


Современное здание


Проект вокзала составлен Волгоградским филиалом Дорпроекта Приволжской железной дороги в 1950—1953 годах. Авторы проекта: архитектор Александр Куровский и Самуил Брискин, инженер-конструктор Александра Кадильникова. Строительство осуществлялось Главжелдорстроем Министерства путей сообщения СССР.

В период с июля 1951 по май 1954 год. Новое здание вокзала возведено чуть севернее старого здания. На месте старого здания сейчас здание Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. В постоянную эксплуатацию вокзал сдан 2 июня 1954 года.

Вокзал представляет собой трёхэтажное здание с цокольным этажом, венчаемое башней со шпилем.

Здание построено из кирпича с железобетонными перекрытиями. Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены; стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором. В целом решение здания типично для архитектуры эпохи Сталина.

К главному входу в вокзал со стороны города ведет широкая гранитная лестница. По обе стороны от неё на отполированном сером граните – два многофигурных барельефа высотой в пять метров каждый. Слева от входа – сражения гражданской войны за красный Царицын; справа – защитники Сталинграда в решительном наступательном порыве. У их ног – поверженное фашистское знамя. Выше, над центральным входом, размещены барельефы ордена Красного Знамени и медали «За оборону Сталинграда». Сверху, в арке над входом, установлена символическая скульптурная композиция "Апофеоз труда": Родина-мать венчает лавровым венком победителей.

Внутри здание вокзала разбито на 2 больших зала – зал ожидания и кассовый зал находящихся в правом и левом крыле вокзала. Потолки в них отделаны лепными карнизами, кессонами, розетками; на потолках – художественная роспись. Тема полотна правого зала – боевой подвиг защитников города в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Тематика левого – трудовой подвиг Сталинградцев в годы послевоенного строительства – на постройке Волго-Донского канала и Волжской ГЭС. Росписи выполнены художниками Я. Скрипковым, В. Крыловым, Д. Мерпертом[5]. Скульптурные группы и барельефы в комплексе вокзала выполнены скульпторами М. Д. Павловским, Н. А. Павловской и В. Н. Безруковым.

По словам О. Н. Кириченко – директора народного музея волгоградских железнодорожников – на одной из живописных фресок, описывающих события гражданской войны, в массовке изображены реальные люди – главный архитектор вокзала и тогдашний начальник пассажирских перевозок. А боевое Красное знамя Царицыну изначально передавал лично Сталин – после 1961 года изображение «подправили», переделав Сталина в колхозника, одетого в шинель[4][5].

В 1997 году здание железнодорожного вокзала признано памятником архитектуры. А в 2005 году к 60-летию Победы здание вокзала было капитально отремонтировано. После капитальной «чистки» вокзал снова стал белоснежным. Есть надежда, что таким он останется довольно долго, так как на Приволжской железной дороге всё больше используются локомотивы на электрической тяге. Также в ходе ремонта была смонтирована оригинальная подсветка здания, выполненная в трёх световых температурах: подсветка внешних архитектурных элементов – «холодным» белым светом, внутренних элементов – «тёплым» жёлтым. Внутри залы железнодорожного вокзала освещаются люминесцентными светильниками, имеющими снаружи ярко выраженный зеленый оттенок.

После 29.12.2013 взрыва террориста смертника, где погибло 17 человек, здание было закрыто.

Взрывной волной были выбиты входные двери, повреждены окна, башенные часы, электрика, информационное табло,люстра и купол центрального вестибюля вокзала, . Нарушено остекление здания, разрушена и повреждена лепнина на всех этажах вокзала. Из-за разрушений и повреждений, была прекращена работа центрального вестибюля вокзала, зала ожидания и повышенной комфортности.

В ходе восстановительных работ, полностью заменена система отопления, установлены новые оконные блоки, произведено остекление, ремонт циферблатов башенных часов. Восстановлены также, декоративные элементы залов и отреставрированы барельефы на фасаде здания. Восстановлены элементы люстры. Люстра, состоящая из трех окружностей, в форме чаши теперь имеет 82 энергосберегающие светодиодные лампы.

Были полностью воссозданы лепные карнизы, заменена мраморная отделка центрального вестибюля. Под куполом холла вокзала, загорелась звезда. Входные двери, восстановлены по чертежам 1954 года. В зале ожидания полностью заменен пол, первозданный орнамент сохранён. Два многофигурных барельефа, высотой 5 метров каждый, расположенные на центральной части фасада преобразились и засверкали по-новому.

Культура

  • Водонапорная башня вокзала изображена на Панораме "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом". Башня пережила Сталинградскую битву и была снесена после войны.
  • Миссия по обороне вокзала присутствует в советской кампании игры Call of Duty 2 и Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad, а также в игре "Сталинград".

Пригородное сообщение по станции

По состоянию на август 2015 года по станции курсируют следующие поезда пригородного сообщения:

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
6201 Тракторная — Канальная
6204 КанальнаяВолгоград
6207 Волгоград — Канальная 6208 КанальнаяВолгоград
6211 Волгоград — Котельниково 6212 КотельниковоВолгоград
6301 Тракторная — Южная 6306 ЮжнаяТракторная
6303 Волгоград — Шпалопропитка
6305 Волгоград — Шпалопропитка
6310/6309 Тракторная — Южная 6310/6309 ЮжнаяТракторная
6312/6311 Тракторная — Шпалопропитка 6312/6311 ШпалопропиткаТракторная
6326/6325 ШпалопропиткаТракторная
6418/6417 ШпалопропиткаТракторная
6313 Волгоград — Южная 6304 ЮжнаяВолгоград
6316/6315 ЮжнаяТракторная
6318 ЮжнаяВолгоград
6317 Волгоград — Шпалопропитка 6314 ШпалопропиткаВолгоград
6319 Волгоград — Шпалопропитка
6321 Волгоград — Шпалопропитка
6421/6422 Волгоград — Волжский 6423/6424 ВолжскийВолгоград
6433/6434 Волгоград — Волжский 6435/6436 ВолжскийВолгоград
6491 Волгоград — Арчеда 6492 АрчедаВолгоград
6601 Волгоград — Донская 6602 ДонскаяВолгоград
6613 Волгоград — Чернышков 6614 ЧернышковВолгоград
6615 Волгоград — Суровикино 6616 СуровикиноВолгоград
6621 Волгоград — Суровикино 6622 СуровикиноВолгоград
6671 Волгоград — Ложки 6672 ЛожкиВолгоград
6675 Волгоград — Кривомузгинская 6676 КривомузгинскаяВолгоград
6805 Волгоград — Арчеда 6810 АрчедаВолгоград
6807 Волгоград — Качалино 6808 КачалиноВолгоград
6807/6809 Волгоград — КачалиноПетров Вал 6806/6808 Петров ВалКачалиноВолгоград
7601 Волгоград — Пост 15 км 7602 Пост 15 кмВолгоград
7603 Волгоград — Пост 15 км 7604 Пост 15 кмВолгоград
7608 ЮжнаяВолгоград

Дальнее следование по станции

По состоянию на декабрь 2015 года по станции курсируют следующие поезда дальнего следования:

Круглогодичное обращение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
1 «Волгоград» Волгоград — Москва 2 «Волгоград» Москва — Волгоград
14/13 АдлерСаратов 13/14 СаратовАдлер
15 Волгоград — Москва 16 Москва — Волгоград
41 Волгоград — Астрахань 42 Астрахань — Волгоград
56/55 БакуМосква 55/56 МоскваБаку
60/59 КисловодскНовокузнецк 60/59 НовокузнецкКисловодск
79 Волгоград — Санкт-Петербург 80 Санкт-Петербург — Волгоград
105 Волгоград — Нижневартовск 106 Нижневартовск — Волгоград
114/113 КисловодскЧелябинск 114/113 ЧелябинскКисловодск
128/127 АдлерКрасноярск 128/127 КрасноярскАдлер
130/129 Анапа — Красноярск 130/129 Красноярск — Анапа
301 Волгоград — Грозный 302 Грозный — Волгоград
308/307 «Урал» КисловодскЕкатеринбург 308/307 «Урал» ЕкатеринбургКисловодск
320/319 ДушанбеМосква 320/319 МоскваДушанбе
323 Волгоград — Ташкент 324 Ташкент — Волгоград
330/329 ДушанбеМосква 330/329 МоскваДушанбе
340/339 Новороссийск — Нижний Новгород 340/339 Нижний Новгород — Новороссийск
344/343 АдлерЧелябинск 344/343 ЧелябинскАдлер
346/345 АдлерНижневартовск 346/345 НижневартовскАдлер
354/353 АдлерПермь 354/353 ПермьАдлер
360/359 ХуджандМосква 360/359 МоскваХуджанд
368/367 КисловодскКиров 368/367 КировКисловодск
370/369 Баку — Харьков 370/369 Харьков — Баку
400/399 Анапа — Томск 400/399 Томск — Анапа

Сезонное обращение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
206/205 Анапа — Иркутск 206/205 Иркутск — Анапа
230/229 Анапа — Северобайкальск 230/229 Северобайкальск — Анапа
236/235 Анапа — Тында 236/235 Тында — Анапа
244/243 Анапа — Новокузнецк 244/243 Новокузнецк — Анапа
250/249 Адлер — Новокузнецк 250/249 Новокузнецк — Адлер
252/251 Адлер — Барнаул 252/251 Барнаул — Адлер
256/255 Анапа — Новосибирск 256/255 Новосибирск — Анапа
270/269 Адлер — Чита 270/269 Чита — Адлер
274/273 Адлер — Северобайкальск 274/273 Северобайкальск — Адлер
452/451 Адлер — Ижевск 452/451 Ижевск — Адлер
454/453 Новороссийск — Уфа 454/453 УфаНовороссийск
456/455 Новороссийск — Челябинск 456/455 ЧелябинскНовороссийск
458/457 Анапа — Челябинск 458/457 Челябинск — Анапа
462/461 Адлер — Уфа 462/461 Уфа — Адлер
466/465 Адлер — Астрахань 466/465 Астрахань — Адлер
470/469 Новороссийск — Саратов 470/469 Саратов — Новороссийск
478/477 Адлер — Челябинск 478/477 Челябинск — Адлер
484/483 Адлер — Астана 484/483 Астана — Адлер
492/491 Адлер — Казань 492/491 Казань — Адлер
494/493 Анапа — Ульяновск 494/493 Ульяновск — Анапа
502/501 Анапа — Киров 502/501 Киров — Анапа
504/503 Анапа — Уфа 504/503 Уфа — Анапа
506/505 АдлерСаратов 506/505 СаратовАдлер
510/509 Новороссийск — Казань 510/509 Казань — Новороссийск
520/519 Анапа — Орск 520/519 Орск — Анапа
522/521 Новороссийск — Екатеринбург 522/521 Екатеринбург — Новороссийск
546/545 Адлер — Орск 546/545 Орск — Адлер

Теракт

Железнодорожный вокзал Волгоград-1


Здание вокзала после взрыва 29 декабря 2013 года

29 декабря 2013 года, в 12 часов 38 минут, на железнодорожном вокзале произошёл террористический акт. По данным НАК, террорист-смертник совершил подрыв при входе в здание. Ударной волной были выбиты стёкла здания и повреждены конструкции вокзала. Погибло 17 человек, в том числе двое, которые скончались в больницах. Более 40 человек получили ранения различной степени тяжести и были госпитализированы в волгоградские больницы[6].

Реконструкция

Сразу после теракта 29 декабря 2013 года, на вокзале Волгоград-1 начались восстановительные работы.

РЖД рассчитывают полностью отремонтировать и восстановить вокзал в Волгограде, где в воскресенье был совершен теракт, до майских праздников, сообщил агентству «Прайм» по телефону начальник дирекции железнодорожных вокзалов(филиал РЖД) Сергей Абрамов

«В течение новогодних праздников проектный институт, который проектировал, строил и осуществлял надзор за этим зданием, делает экспертизу основного конструктива и в течение недели даст нам заключение. Все зависит от экспертизы, но в любом случае вокзал за очень короткий период времени постараемся, до майских праздников, сдать в эксплуатацию», — сообщил Абрамов в понедельник.

Поскольку остановить работу вокзала было невозможно, посадку и высадку пассажиров поездов дальнего следования перенесли на пригородный вокзал. 30 декабря, для пассажиров дальнего сообщения был открыт доступ на платформы через цокольный этаж вокзала Волгограда. Кассы по продаже билетов работали в здании пригородного вокзала[7]

В преддверии Дня Победы – 7 мая 2014 года, состоялось открытие восстановленного здания вокзала Волгоград-1. Реконструкции подверглись центральный вестибюль, зал ожидания и зал повышенной комфортности. Над входом было установлено новое информационное табло, обновлена мебель в зале ожидания.

Проведен большой объём строительно-монтажных работ: усилены фермы, установлены оконные блоки, воссозданы лепные карнизы, кессоны, розетки, заменена мраморная отделка колонн и облицовка стен, в залах ожидания уложен пол из керамогранита с сохранением исторического орнамента. Очищены от копоти и окрашены стены фасада из инкерманского камня, заменён стеклянный циферблат и механизм центральных часов. Главный инженер Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Алексей Белоногов рассказал, что специалисты восстанавливали исторический облик вокзала 1954 года по старым фотографиям.

Меры безопасности на вокзале Волгоград-1 решено усилить:

По периметру привокзальной площади мы планируем установить дополнительные досмотровые пункты, которые обеспечат меры безопасности для пассажиров, – сообщил начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов[8]

11-01-2016, 14:42
Рассказать друзьям:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии к статье

Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив